<<
>>

БЕССМЕРТИЕ

— понятие, обозна-чающее преодоление смертности и забвения человека и человеческого рода. В обыденной жизни, в религи-озной, философской и научной лите-ратуре употребляется в различных смыслах.

Можно выделить следующие наиболее часто употребляемые смыслы и соответствующие им виды Б.: действительное душевно-телесное продолжение жизни индивида после смерти (личное Б.); существо-вание после смерти некой безличной психической сущности, которая по-глощается абсолютной духовной субстанцией, Богом (метафизическое Б.); достижение на земле или в человеческом разуме некоторого вечного, непреходящего качества жизни (идеальное Б.); перевопло-щение живущих на этой земле инди-видов в будущие человеческие или другие живые формы (Б. как ре-инкарнация, или переселение душ); осуществление природно-биологиче- ской бесконечности человека, про-должение человеческой жизни через потомство (биогенетическое Б.); включение в вечный кругооборот природы субстрата человеческой телесности (материальное, физико-химическое Б.); бесконечное воздействие, влияние жизни и творчества когда-то жившего человека на умы, поступки и деятельность последующих поколений (социокультурное Б.); проявление значимости последствий прошлых событий человеческой истории в настоящем и сколь угодно далеком будущем (историческое Б.).
Психо-логически каждый из видов Б. связан с надеждой на иммортализацию, преодоление смертности либо через продолжение жизни в потомстве (би-огенетическое Б.), либо через про-должение своей жизни в результате своей деятельности (социокультурное и историческое Б.), либо через различные формы трансцендентной связи с вечными духовными сущнос-тями и ценностями (метафизическое и идеальное Б.) и т. д. Вера человека в Б. и стремление к нему играют роль своеобразного психологического и ценностно-мировоззренческого гаранта цельности родового чело-веческого бытия и существования незыблемых высших ценностей и смыслов.
Они обеспечивают психо-логическую защиту человека от страха смерти и дают ему возмож-ность жить полноценной жизнью, невзирая на знание неизбежности своей смерти. Истоки представлений о Б. уходят в мифологическое со-знание, приписывающее свойство Б. сверхъестественным силам и персо-нифицированным божествам. Древ-негреческая мифология начинает истолковывать Б. не только как атрибут богов, но и как награду, дарованную богами героям за подвиги и человеческое совершенство (мифы о Геракле, Менелае и т. п.). Обычные же люди в древнегреческих мифах уходят в могилу, их тело превраща-ется в тлен, а безликие и бессильные души вечно скитаются призраками в подземном царстве. У индусов и египтян была распространена вера в то, что в момент смерти якобы про-исходит переселение души из одного тела в какое-либо другое. Буддизм включил эту веру в учение о сансаре и карме, согласно которым общест-венное положение человека есть результат деятельности его души в предыдущих перевоплощениях. Иудаизм в понятие Б. ввел представление о воскрешении мертвых в судный день, перешедшее затем в христиан-скую и исламскую религии. В некоторых христианских текстах (например, в Послании апостола Павла) содержится представление о том, что воскрешение мертвых для будущей жизни произойдет в телесном виде. Эта идея в дальнейшем получила более сложную интерпретацию. В догмате о воскресении Христа его Б. трактуется как чудесное Божественное озарение также и тела Христова естественными и сверхъестественными способностями, которые позволяли ему чувствовать себя свободно и в посюстороннем, и в потустороннем мире. Нечто подобное, согласно хри-стианской религии, должно произойти и с человеком после второго пришествия Христа и дня Страшного суда. Протестантская церковь вы-двигает положение о том, что воскресение ведет к восстановлению не физического тела, а некоего его энергетического эквивалента. Ут-верждается, что в христианстве нет никакого возражения против гипотезы, что деятельность души создает тело, которое в дальнейшем будет орудием ее жизни, тело, которое в то же время будет отличаться от налич-ного физического тела, хотя в опре-деленной степени и будет находиться в отношении преемственности к последнему.
Таким образом, идея личного Б. в христианстве связыва-ется не только с духовным, но и с оп-ределенным телесным Б. Религия разрабатывает скорее вероучение не о Б. (иммортализме), а о послесмер- тии (постмортализме), освящая ре-альную смерть и сохраняя одновре-менно толкование Б. как атрибута Бога. Философские учения антично-сти и на Западе, и на Востоке рассма-тривали Б. как естественное состоя-ние единой субстанции, обладающей космическим разумом. Метафизический принцип Б. человеческой души впервые в философии был обоснован Платоном. В диалоге "Федон" Платон утверждал, что душа безначальна и бессмертна. Ортодоксальные теистические концепции средневе-ковой философии признавали Б. души как проявление божественного начала в человеке. Идея личного Б. прорабатывалась в европейской фи-лософии 17—18 вв. Лейбниц связывал Б. души не только с Богом, но и с бесконечным многообразием ин-дивидуальных монад, образующих субстанцию. Он считал абсурдным признание некоего безликого духа, в котором бесчисленные души тонут, как капли в океане. Безликость такого духа, по Лейбницу, обезличива-ет и связанные с ним души, лишает их индивидуальности и неповторимости личностного начала. Б. жизни, с его точки зрения, находит объяснение в идее преформизма, согласно ко- торой семенной зародыш организма не что иное, как его микроскопическая копия, передающаяся бесконечно из поколения в поколение. Конкрет-ная телесная оболочка организма стареет и разлагается, но монада (ду-ша), согласно Лейбницу, не теряя ни одного мига времени, организует другую. Кант разрабатывал понятие идеального Б. как принципа осуще-ствления высшего морального закона (категорического императива) в бытии человеческого рода, гарантом чего, по его мнению, выступала вера в существование Бога. В философии Гегеля понятие о Б. отожде-ствлялось с законом вечного ритма бытия абсолютной идеи: осуществ-лением необходимости через непре-рывное превращение возможного в действительное. Традиционная вера в личное Б. в гегелевском учении уступала место выявлению вечного непреходящего в жизни человека.
Представление о воображаемых небесах заменялось понятием о Б. абсо-лютной идеи. Философия марксизма разрабатывала представление о Б. как вечном кругообороте материи со всеми присущими ей атрибутами и возможностью при соответствующих условиях порождать внеземные формы разума. Акцентировалось внимание на понятии социального Б. лично-сти как деятельности, направленной на прогрессивное развитие общества и благо всего человечества. Ориги-нальное толкование проблема Б. получила в русской философии второй половины 19 — начала 20 в. Так, в проекте "общего дела" Федорова предлагалось обратить все средства, включая науку, на объединение людей в общем деле физического вос-крешения всех поколений челове-ческого рода и превращения слепой силы природы в орудие человеческого разума для Б. жизни, жизни доб-ра без зла. В духовных исканиях русских писателей проблема Б. была проблемой поиска идеала, который мог бы служить руководством отно-шения человека к миру, возвеличи-вая в качестве высшей ценности не личное благо, а благо других людей (Л. Н. Толстой, Достоевский). Решение проблемы Б. тесно связано с пониманием смысла жизни и от-ветственности перед неизбежностью смерти. (См. также Воскрешение, Сансара, Реинкарнация, Метемпси-хоза, Смерть.)

Е. В. Петушкова

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме БЕССМЕРТИЕ:

  1. БЕССМЕРТИЕ
  2. БЕССМЕРТИЕ
  3. 2. Смерть и бессмертие: мифы и реальность
  4. Четыре доказательства бессмертия души
  5. Смертность индивидуальнои души и бессмертие разума
  6. 46. Аналитика внутреннего мира человека:проблема счастья, смысл жизни, проблема смерти и бессмертия.Творческая жизнедеятельность как выражение личностного начала.
  7. ИТАЛИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  8. СМЕРТЬ
  9. ГОМЕР И ГЕСИОД
  10. СПИРИТУАЛИЗМ