<<
>>

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ


(бессознательное психическое) — в наиболее рас-пространенных значениях: 1) со-вокупность активных психических образований, состояний, процессов, механизмов, операций и действий человека, неосознаваемых им без применения специальных методов; 2) самая обширная и наиболее содер-жательная часть (система, сфера, об-ласть, инстанция и т.
д.) психики человека; 3) форма психического от-ражения, образование, содержание и функционирование которой не являются предметом специальной вне- научной рефлексии; 4) состояние человека, характеризующееся отсут-ствием сознания. В европейской ра-циональной традиции идея о Б. пси-хическом восходит к эпохе создания философии (к учению Сократа и Платона об анамнесисе — знании- припоминании и др.). В различных значениях и смыслах проблема Б. ставилась и разрабатывалась в философии и психологии на протяжении всей их истории. Существенный вклад в изучение проблемы Б. внесли: Спиноза (неосознаваемые "причины, детер-минирующие желание"), Лейбниц (трактовка Б. как низшей формы ду-шевной деятельности), Д. Гартли (связь Б. с деятельностью нервной системы), Кант (связь Б. с проблема-ми интуитивного и чувственного по-знания), Шопенгауэр (идеи о бессоз-нательных внутренних импульсах), К. Карус ("ключ сознания в подсоз-нательном"), Э. Гартман ("филосо-фия В."), Г. Фехнер (представление о "душе-айсберге"), Вундт ("неосоз-наваемое мышление", "неосознаваемый характер процессов восприя-тия", "неосознаваемые логические процессы"), Г. Гельмгольц (учение о "бессознательных умозаключениях"), Сеченов ("бессознательные ощущения или чувствования"), Пав-лов ("бессознательная психическая жизнь"), Бехтерев (активность Б.), А. Льебо и И. Бернгейм (постгипнотическое внушение и поведение), Шарко (идеи о невидимой и неосоз-наваемой психической травме), Ле- бон (бессознательный характер поведения людей; Б. как доминирующая совокупность психических процессов, всегда преобладающая в толпе и управляющая "коллективной душой" толпы), Жане (психические автоматизмы и бессознательные факторы неврозов) и многие другие. В 20 в. наиболее подробно и система-тически представление о Б. разраба-тывается в границах психоаналитической традиции. Принципиально важные результаты были получены Фрейдом, создавшим психологическое определение Б. и учение о Б., а также Юнгом, развившим идеи о психоидном,личном и коллектив-ном Б., Морено, разработавшим кон-цепцию "общего Б." и Фроммом, раз-вивавшим идеи о "социальном Б.". В общем совокупность этих пси-хоаналитически ориентированных дополнительных идей и концепций дает определенное представление о природе и сущности Б. и его проявлениях на индивидуальном, груп-повом и социальном уровнях. По Фрейду, 1) Б. — это психические процессы, "которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица"; 2) Б. — основная и наиболее содержательная система психики человека (Б. — предсознательное — сознательное), регулирующаяся прин-ципом удовольствия и включающая в себя различные врожденные и вы-тесненные элементы, влечения, им-
Бессознательное 107
пульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемо- стью, сексуальностью, асоциальнос- тью и т.
д. По мысли Фрейда, в Б. идет постоянная борьба Эроса (вле-чений и сил жизни, сексуальности и самосохранения) и Танатоса (влечений и сил смерти, деструкции и агрессии), использующих энергию сексуального влечения (либидо). Согласно психоаналитическому учению, содержание Б. включает в себя: 1) содержание, которое никогда не присутствовало в сознании индивида, и 2) содержание, которое присутствовало в сознании, но было вытеснено из него в Б. (желания, воспоминания, образы и т. д.). Принимая Б. и его со-держание в качестве источника неврозов и личностных конфликтов, Фрейд создал психоаналитическую терапию, ориентированную на познание Б. и излечение пациентов через осознание Б. (вытесненного). Трактуя Б. как "истинно реальное психическое" и подчеркивая, что "все душевные процессы по сущест-ву бессознательны", Фрейд вместе с тем обращал особое внимание на борьбу Б. и сознательного (сознания) как одну из атрибутивных и базисных основ психической деятельнос-ти и поведения человека. Коррект-ное определение Б. психического, исследование его, создание учения о Б. и внедрение представлений о нем в психологию и другие человековед- ческие науки были выдающимися достижениями Фрейда, влияние и значение которых трудно переоце-нить. По Юнгу, Б. состоит из трех слоев: 1) "личностного Б." — поверх-ностного слоя Б., включающего в себя преимущественно эмоционально ок-рашенные представления и комплексы, образующие интимную душевную жизнь личности; 2) "коллективного Б." — врожденного глубокого слоя Б., общего центра и ядра психики, имеющего не индивидуальную, а все-общую природу, репрезентирующего опыт предшествовавших поколений людей и включающего в себя сверхличное универсальное содер-жание и образцы, выступающие в качестве всеобщего основания душевной жизни; "содержаниями кол-лективного Б." в основном являются архетипы — наследуемые всеобщие образцы, символы и стереотипы пси-хической деятельности и поведения; 3) "психоидного Б." — наиболее фундаментального уровня Б., обла-дающего свойствами общими с ор-ганическим миром и относительно нейтральным характером, в силу че-го оно, не будучи полностью ни пси-хическим, ни физиологическим, практически полностью недоступно сознанию. По Морено, существенно важным основанием и механизмом общения и взаимодействия людей является "общее Б.", возникающее при продолжительном контакте меж- ду партнерами и содействующее снятию интерперсональных ролевых конфликтов. По Фромму, значитель-ную роль в организации человече-ской жизнедеятельности играет "социальное Б.", являющее собой "вытесненные сферы, свойственные большинству членов общества" и со-держащие то, что данное "общество не может позволить своим членам довести до осознания". Непосредственные и опосредованные действия индивидуального, коллективного и социального Б. проявляются в диа-пазоне от элементарных психических актов до творчества и оказывают влияние на все стороны жизни лю-дей в норме и патологии. В современ-ной психологии обычно выделяют несколько классов проявлений Б.: 1) неосознаваемые побудители дея-тельности (неосознаваемые мотивы и установки); 2) неосознаваемые ме-ханизмы и регуляторы деятельнос-ти, обеспечивающие ее автоматический характер (операциональные установки и стереотипы автоматизированного поведения); 3) неосознава-емые субсенсорные (подпороговые) процессы и механизмы (восприятия и пр.); 4) неосознаваемые социальные программы (ценности, установки, нормы и т. д.). В психоанализе и постфрейдизме в качестве основных методов познания Б. (а также диагностики и терапии) используются: анализ свободных ассоциаций, анализ сновидений,анализ ошибочных действий повседневной жизни, исследование мифов, сказок, фантазий, символов и т. д. Существующая фрагментарность представлений о Б. и весьма значительная роль этой проблемы дают основания полагать, что создание современной общей теории психического Б. является одной из наиболее актуальных задач тео-ретической психологии. (См.также Предсознательное, Сознательное.)
В. И. Овчаренко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ:

  1. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  2. БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  3. § 2. Сознание и бессознательное
  4. Сознание и сфера бессознательного
  5. ТЕМА 44. ПРИРОДА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  6. КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  7. АРХЕТИПЫ КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО
  8. ГЛАВА 1.1 КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  9. ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis - бессознательное, неразумное
  10. ПРЕД СОЗНАТЕЛЬНОЕ
  11. АРХЕТИП
  12. ПОДСОЗНАНИЕ
  13. АНИМА, АНИМУС
  14. АРХЕТИП
  15. БОГО-ОБРАЗ
  16. ГЛУБИННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  17. КОМПЛЕКС (лат. complexus - связь, сочетание