<<
>>

БЕЗОБРАЗНОЕ

— эстетическая категория, характеризующая отно-шение человека к таким явлениям, которые уродуют, разрушают его полноценную жизнь. Безобразное отталкивает, угнетает, вызывает чувство неприязни, отвращения.

Оно бывает и сутью и формой явления, и тем, что бесчеловечно, и тем, что бесформенно, безобразно. Внешнее благообразие может со-путствовать внутреннему безобра-зию, и наоборот. В искусстве неприятное нам безобразное изображается в такой форме, восприятие которой доставляет удовольствие. Различные меры проявления безобразного определяют как уродливое, низменное, ужасное.

БЕЛЛ Даниел (р. 1919) —аме-риканский социолог. Основные работы: «Конец идеологии», «Грядущее постиндустриальное общество», «Культурные проти-воречия капитализма».

Белл — один из авторов концепции деидеологизации. В 1965 г. выдвигает теорию постиндуст-риального общества — нового типа общества, свободного от ан-тагонистических противоречий, продукта трансформации капи-тализма в эпоху НТР. В своей концепции рассматривает воз-можность перехода власти к «новому классу» — научно-технической элите, констатирует необхо-димость сближения правящей элиты с интеллектуалами.

При-нимая идеалы неоконсерватизма, Белл анализирует кризисные явления современного западного общества, преодоление которых он видит на пути религиозного возрождения. БЁМЕ Якоб (1575—1624) — немецкий философ-мистик. Ос-новные произведения: «Аврора, или утренняя заря», «Три принципа божественной сущности». Философия Бёме носит черты эзотеризма, является выражением собственного мистического опыта. Центральное место в его философии занимает учение о Боге. Все ха-рактеристики природных вещей «отрицательны» по отношению к Богу, неприменимы к Нему. Опыт общения с Богом не может помочь нам в познании мира, он также «отрицателен». Бог — это «пропасть», которая рождает «основу» мира — великую мистерию телесности Бога.
В любой силе природы, по мнению Бёме, объединены телесность и духовность. Мир есть постоянное движение, «да» и «нет» — начала всех вещей. Философия Бёме имела много последователей, оказала влияние на немецкое просвещение и ро-мантиков, была популярна в России.

БЕРГСОН Анри (1859—1941) — французский философ, представитель философии жизни. Член Французской Академии, лауреат Нобелевской премии по литературе. Жизнь трактуется Бергсоном как единый, целостный «жизненный порыв», в котором слиты воедино объект и субъект, дух и материя, интеллект и интуиция. Разделение этих категорий является результатом распада жизненного процесса. Сам процесс до конца непознаваем, но приблизиться к его разгадке можно, обратившись непосредственно к собственному сознанию, с помощью интуиции. Интуиция находится вне субъект-объектной антиномии; она самодостаточна, посредством ее жизнь познает саму себя. Жизнь сознания протекает в длительности — конкретном времени, характеризующимся Бергсоном как не-прерывное изменение состояний, бесконечное становление. Это «живое» время коренным образом отличается от времени физического, которое, по Бергсону, есть результат разлагающей деятельности интеллекта. Интеллект у Бергсона предстает атрибутом «мертвого мира», мира матери-альных вещей и практических ин-тересов.

Социально-этический и религиозный пласт творчества Бергсона представлен разработкой теории «закрытого» и «открытого» обществ. В первом интересы рода преобладают над интересами творческой личности. Такое общество, со свойственными ему «статическими» моралью и религией, не эволюционирует, внутри него отсутствует стремление к поиску принципиально новых путей развития. Это — тупик эволюции. Подлинная эволюция человечества, по Бергсону, возможна лишь в «открытом» обществе с «динамическими» моралью и религией, где интересы масс подчи-нены интересам творческих личностей, являющихся олицетворением «жизненного порыва».

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874—1948) — философ и публицист. Учился в университете Св.

Владимира (Киев).

Бертсиїанфи

В 1898 г. был исключен из университета за связь с «Союзом борьбы за освобождение рабочего класса» и пропаганду марксизма. В 1900 г. вы-слан в Вологду, затем в Житомир. В 1904—1908 гг. жил в Петербурге, с 1908 г. — в Москве. В первых литературных работах примыкал к «легальному марксизму», затем стал противником учения Маркса. Состоял в партии кадетов. Преподавал философию в Московском университете. В 1922 г. выслан за границу. С 1924 г. жил во Франции, был профессором Русской религиозно-фи-лософской академии в Париже. Основные произведения: «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии» (1901), «Философия свободы» (1911), «Смысл твор-чества» (1916), «Философия нера-венства» (1923), «Новое средневековье» (1924), «Философия свободного духа» (1927—1928), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «Русская идея» (1946), «Опыт эсхатологической ме-тафизики» (1947). В «Смысле творчества» сформулирован взгляд Бердяева на человека как на принадлежащего к двум мирам. Это «мир» (мировая данность, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мир по-длинный (мир без кавычек, «космос», идеальное бытие, где царствует любовь и свобода). Задача челове-ка — освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, спо-собностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Эти идеи получают развитие в последующих работах Бердяева, в том числе в тех, которые представляют один из первых в Европе вариантов христи-анского экзистенциализма. Глав-ным субъектом бытия здесь становится дух. Объект — результат взаимодействия направленности духа на самого себя («к миру по-длинно сущего, к царству свободы») и направленности вовне — «к порабощающему миру объемности, к царству необходимости». Рождение мира объектов есть «объективация», для которой характерна отчужденность объекта от субъекта, поглощенность не-повторимо-индивидуального без- лично-универсальным, социализация человека и его мнений, уничтожающая оригинальность.

Религия в мире объективации — сложное социальное явление, где чистое откровение соединено с коллективной человеческой реакцией на него. Конец истории Бердяев понимает как преодоление объективации, переход мира на качественно новый уровень су-ществования. Бердяев считал, что особую роль в деле спасения че- ловечества призвана сыграть Россия.

БЕРКЛИ Джордж (1685—1753) — английский философ, епископ Клойнский (Ирландия). Известен попыткой основать миссионерское учебное заведение на Бермудских островах для обращения туземцев Северной Америки в христианство. Автор сочинений по вопросам политики, математики, медицины и философии. Философское учение Беркли есть учение чистого спиритуализма, отрицающее за материей право именоваться субстанцией и ос-тавляющее подлинное бытие за духами и их идеями. Активная суб-станция, которую обыкновенно ищут в материи, в действительности, по Беркли, есть дух. Этот дух не есть дух отдельного человека, а всемогущий творческий дух, или Бог. Он создает человека и природу. Он же вызывает в нас идеи о внешнем мире. Под «идеями» Беркли пони-мает ощущения. Бог вызывает идеи в таком порядке, который обеспечивает возможность нашего восприятия внешнего мира, а также связывает идеи с известными практическими результатами, которые даются нам через вызываемые ими страда-ния или удовольствия. Посредством воли человек может воздействовать на идеи (ощущения), но не может производить их, поскольку их ис-точником является Бог. Сами по себе идеи суть лишь знаки, данные нам в руководство Богом, как бы речь, по-средством которой Бог обращается к нам через восприятие нами природы и внешнего мира вообще. Учение Беркли явилось пере-ходной ступенью от Локка к Юму. В последующей истории мысли оно получало различные интер-претации. В частности, Беркли обвиняли в субъективизме и со-липсизме, которые отчасти в дей-ствительности присущи его учению. Однако сам Беркли стремился избегнуть субъективист-ских и солипсистских выводов. Главный труд «Трактат о началах человеческого знания» (1710), русский перевод впервые вышел в 1906 г.

Бессмертие

БЕРТАЛАНФИ Людвиг фон (1901—1972) — австрийский биолог, основатель общей теории систем.

Берталанфи обратил внимание на особенности современ-ного ему научного подхода к изучению объектов: науки сосредотачиваются на исследовании частей и элементов объекта, как правило, теряя из вида его целостность, не сводимую к сумме час-тей; кроме того, каждая наука пользуется своими собственными средствами, понятиями и формулами, в то время как изучение многих феноменов требует меж-дисциплинарного подхода. Пытаясь устранить эти недостатки, Берталанфи предложил системный подход к изучаемым явлениям. Ориентируясь на специфику систем, существующих в реальном мире, являющихся открытыми, взаимодействующими друг с другом, приобретающими в процессе своей эволюции новые качественные ха-рактеристики, он заложил основы общей теории систем, в задачу которой входит разработка формального аппарата описания различных типов систем и их поведения, установление изоморфизма в разных областях познания. При системном подходе должны изучаться не только элементы системы и их функции, но и отношения, связывающие элементы в единое целое. Эти отношения являются определяющими для системы, которая сама по себе может рассмат-риваться независимо от конкретных свойств составляющих ее элементов. Системы включают в себя иерархически организованные под-системы и, в то же время, сами являются частью более крупных систем. Поэтому при системном подходе не-обходимо определить, какие иерархические уровни следует включать в анализ с целью учета всех релевантных факторов. Общая теория систем нацелена на выработку общенаучного концептуального аппарата. Идеи Берталанфи оказали существенное влияние на развитие кибернетики, психотерапии, экологии и менеджмента.

Бессознательное

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме БЕЗОБРАЗНОЕ:

  1. НИГИЛИЗМ (от лат. nihil — ничто
  2. Критика теории естественного права как основы софистической риторики
  3. Глава 8 СТРАСТИ ПО КВАЗИМОДО
  4. СТРАХ СТАРОСТИ, ОДИНОЧЕСТВА
  5. Неоплатонизм
  6. КУЛЬТУРА БИЗНЕСА
  7. 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РЕКЛАМИСТА
  8. МИЛТОН-МОДЕЛЬ
  9. Искусство как форма общественного сознания
  10. ВЛАСТЬ
  11. «Идеи» и чувственный мир
  12. Пиррон