<<
>>

БХАГАВАД-ГИТА

" (Бхагавадги- та) — (санскр. букв. — песнь Бхагавата, песнь Господа, т. е. Кришны-Вишну) — древнеиндийская религиозно-фило- софская поэма. Первоначально само-стоятельное произведение, созданное в 8—7 вв.

до н. э., записанное в 3— 2 вв. до н. э. Впоследствии вошла в состав "Махабхараты" (кн. 6, гл. 23— 40). Состоит из 18 глав. Б. повествует о центральных событиях древне-индийского эпоса — битве пандавов и кауравов на поле Курукшетра. Ар- джуна, вождь пандавов, не желая убивать своих родственников, хочет уклониться от битвы и делится со-мнениями с Кришной, играющим роль возничего. Кришна призывает его к выполнению воинского долга и излагает сокровенное учение, со-ставляющее основное содержание поэмы. Учение Б. имеет сходство с Упанишадами и трактует высшую Реальность как Вечный, Безличный, Бескачественный Абсолют, Брахман. Б. разъясняет действие единого Мирового Космического Закона — Дхармы, учит освобождению души — Атмана человека и слиянию с Атманом Вселенной, который есть Брахман.
Кришна излагает учение Йог — знания (джняна), бескорыст-ного и бесстрастного действия (карма), сосредоточения (дхьяна), любви к Богу (бхакти), царственного знания и царственной тайны. Описывая материальный мир посредством вза-имодействия гун (нитей, качеств) — саттвы (чистота, безмятежность), ра- джас (страстность) и тамас (тьма, невежество), — Б. придает высокий статус Ишваре — воплощенному Брахману (Господу). В духовном пути богопознания, анализируя различные практики йоги (сосредоточения, аскетизма, отрешенности, действия), Б. отдает преимущество безраздельной и благоговейной бхакти, любви к Богу в ее многообразных формах. В традиции индийской религии Б. играет и ритуальную роль: тексты "Песни" выучивают наизусть и постоянно повторяют ее в опреде-ленном ритме, достигая состояния непрерывного знания — припомина-ния, сравниваемого ими со струей бесшумно льющегося масла.
Б., являясь как бы квинтэссенцией различных умозрительных систем, оказала влияние на многие школы индийской философии, особенно на веданту. С 9 в. составлено около 50 комментариев к поэме. Среди них труды Шанкары, Рамануджи, Тилака, Гхоша, Ганди. Идеи Б. имели важное значение для индийского возрождения 19—20 вв. (М. Рой, Рамакришна, Вивеканан- да, Радхакришнан). Европейская мысль познакомилась с текстом Б. лишь в 1785 благодаря английскому переводу Ч. Улкинсона. В России она стала известна благодаря переводу писателя и масона Н. И. Новико-ва (1788). К идеям Б. обращались Гёте и Гегель, Гумбольт и Р. Эмерсон, Р. Роллан и Вернадский.

В. В.Лобач

БХАСКАР (Bhaskar) Рой (р. 1930) — британский социолог, представитель реалистского направления. Основные работы: "Реалистская теория науки" (1975), "Возможность нату-рализма" (1979), "Новое призвание реальности" (1989) и др. Важней-ший элемент концепции Б. — разли-чение транзитивных объектов науки, т. е. моделей и понятий, которые созданы для того, чтобы представлять нетранзитивные объекты сущности и структуры действительности. Разделяя человеческое действие, берущее начало в соображениях людей, и управляющие деятельностью со-циальные структуры,трансцендентальный реализм утверждает наличие "онтологической пропасти" между обществом и индивидами. Больше нельзя говорить, что струк-туру создают люди как агенты: если общество исторически предшествует индивидам, то возможны только процессы воспроизводства и транс-формации. Так, структура власти воспроизводится без применения власти, а власть применяется в от-сутствие какого бы то ни было конфликта. Социология интересуется не массовым или групповым поведением, а устойчивыми отношениями между индивидами (и группами) и отношениями между этими отноше-ниями, которые и презентируют ее предмет. Отношения не означают вза-имодействия; система опосредующих понятий, включающих обе стороны двойственной практики, обозначена как система позиций. Реляционная концепция позволяет сосредоточиться на ряде вопросов, связанных с распределением структурных условий действия (ресурсов к лицам и лиц к функциям), оценить вероят-ность конфликтов внутри общества, т.

е. преобразований в структуре. Социология отношений совместима и с индивидуалистскими, и с коллек-тивистскими теориями и должна за-нять положение обобщающей и исто-рической науки.

Д. М. Булынко

БЫКОВ Василь Владимирович (р. 1924) — белорусский писатель, общественный деятель. Участник Великой Отечественной войны. На фронте с 1943. Дважды ранен. Один раз родители были извещены о его гибели. Воевал в Румынии, Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир ар-тиллерийского взвода. Народный писатель Беларуси (1980). Герой Со-циалистического Труда (1984). Лау-реат Ленинской (1986) и Государст-венной (1974) премий СССР, лауреат Государственной премии БССР име-ни Якуба Коласа (1978). Депутат Верховного Совета БССР (1978— 1989), Верховного Совета СССР (1989—1991). Президент объедине-ния белорусов мира "Бацька^шчы- на" (1990—1993). Основные худо-жественные произведения: повести "Мертвым не больно", "Третья ракета", "Альпийская баллада", "Дожить до рассвета", "Волчья стая", "Обелиск", "Сотников", "Знак беды", "На рассвете" и др. Произведения Б. переведены более чем на 50 языков мира. Тема человека на войне — главная для творчества Б.: военный героизм большой войны (в трактовке Б. — не более чем ее часть, и не самая значительная), ее мученики и ее неограниченный беспредельный тра-гизм. На раннем этапе творчества Б. относят к представителям так называемой "лейтенантской прозы", среди которых самыми заметными фигурами выступали Г. Бакланов, Ю. Бондарев, А. Воробьев, В. Некрасов и др. По признанию самого Б., воздействие российской прозы было довольно сильным и продуктивным, но кратковременным. Уже в собст-венных партизанских сюжетах Б. работал вполне самостоятельно и, по признанию российских критиков, сам стал влиять на определенную часть российской военной прозы. В творчестве Б. историческая правда выходила далеко за рамки традици-онного оптимистического реализма советской литературы. (Для иллюст-рации иногда Б. ссылался на позицию Камю, который считал, что с коммунизмом можно было или сра-жаться, или сотрудничать.) Мир, считает Б., едва ли может быть спа-сенным красотой, она сама всегда требует спасения, но оборона красоты на земле и на небе всегда была святым делом.

Отказ от такой обороны, позиция "над схваткой" обрекает художника на поражение, а культуру — на вырождение. Высокохудожественная многомерная реконструкция человеческих ситуаций Выбора характерна для произведений Б.: эк-зистенциального выбора в условиях тотального воздействия внешних сил, стремящихся превратить человека в объект. По мысли Б., проявления подобной "стихии" не избира-тельны, но олицетворяющие ее силы предъявляют свои особые требования к каждой отдельно взятой лич-ности. Персонажи Б. существуют в предельно экстремальных ситуаци- ях, предполагающих актуализацию и самоактуализацию человека одно-временно на границе и за пределами возможного — и именно в таких бы-тийных рамках оказываются востре-бованными действительные духовно- нравственные горизонты личности. Герои Б. обнаруживают свою подлинную экзистенцию как в погра-ничных, так и в бифуркационных ситуациях, предполагающих поведен-ческие альтернативы между истинным (подлинным) бытием и превра-щенными формами существования. Так, в "Сотникове" обречены на гибель были все, но предложение об из-мене особенно настойчиво делалось лишь одному из них — Рыбаку, желавшему выжить любой ценой. Даже ценой Греха. По версии Б., нравст-венный груз в итоге оказывается на-столько тяжелым, что Рыбаку не удается даже очищающее самоубий-ство. В "Знаке беды" Б. формулирует и разворачивает одну из централь-ных проблем экзистенциалистски- ориентированной литературы: о гра-ницах возможного компромисса для "повседневного" "маленького человека". В этом контексте, по мысли Б., сама жизнь хуторян Степаниды и Петрака была не чем иным, как бесконечным компромиссом. К этому их вынуждала изначальная бедность, данная впоследствии большевистской властью надежда на лучшую жизнь и, наконец, угроза пожизненного и бес-словесного рабства, животного су-ществования с малыми шансами выжить при гитлеровском "новом порядке". Возможность компромис-са тем самым оказалась исчерпана. Выбор исчез, ибо любой жизненный сценарий нес с собой смерть. Размышляя о вопросах философии истории, Б. подчеркивает то, что ее уроки сами по себе на самом деле ничему не учат. Но это означает еще и то, что всякий раз после крушения люди обязательно и неизбывно начинают все сначала. Они займутся этим, по мнению Б., даже после любого "конца истории". Философский пафос произведений Б. позволяет судить о нем как о достойном пред-ставителе литературы европейского экзистенциализма в его белорусской версии, особенно созвучной творчеству Унамуно и Камю.

К. И. Скуратович

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме БХАГАВАД-ГИТА:

  1. БХАГАВАД-ГИТА" (Бхагавадгита
  2. ЙОГА
  3. 12.2. Планы видов расчета
  4. ЙОГА (санскр. joga - связь, единение, метод, усилие
  5. ПАТРИСТИКА (лат. patres - отцы
  6. Авторы статей
  7. ВИДЫ ОБМАНА
  8. Тема 12. ОСНОВНОЙ ВОПРОС И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
  9. ОГЛАВЛЕНИЕ
  10. ЛЮБОВЬ
  11. Авторы статей
  12. ДХАРМА