<<
>>

БОГ

— основное понятие религиозного мировоззрения. Понимание Бога различается в зависимости от особенностей того или иного религиозного направления. Примитивной формой понимания Бога явля-ются фетиши, которым поклонялись первобытные народы.

Фетиш — необработанный предмет природы, наделяемый магическими свойствами и служащий объектом поклонения. Другой формой примитивной трактовки Бога являются идолы, т.е. специально создаваемые объекты культа. В Древнем Египте божественными почитались животные, особенно священный бык Апис. Высшими божествами считались также бог солнца — Ра, луна — Ах, небо — Нут, земля — Кеб. Боги ряда народов, например, древних греков и римлян человекоподоб-ные (антропоморфны). Они рождены подобно людям, хотя и бес-смертны. Они являются увеличенными копиями людей и ведут себя не лучше людей: ссорятся, враждуют, строят козни и т. д. Их множество, поэтому такое понимание характеризуется термином «политеизм» или «многобожие». Боги политеизма — это многочисленные, находящиеся внутри мира существа, которые олицетворяют собой действующие в мире божественные силы и явления.
В отличие от этого, монотеистические религии, такие, как иудаизм, христианство, ислам исповедуют единого Бога. Единый Бог монотеизма есть существо духовное и находится превыше мира. Рядом с единым Богом не находится ничего равного или близкого ему по божественности. Монотеистиче- ские религии разработали сложное и всестороннее учение о Боге. Богу присваиваются высшие духовные совершенства, такие, как: вечность, независимость, самобытность и не-изменность, вездеприсутствие, все-ведение, премудрость (в христианстве София), благость, любовь и ми-лость, праведность и истина, творчество и всемогущество, беспре-дельное величие и неприступная слава. Бог противопоставлен мате-риальному миру, для которого характерны ограниченность и несо-вершенство.
Бог олицетворяет высшую нравственность, в отличие от земного мира, где преобладают заблуждения, пороки, злодеяния и бедствия. Однако земной мир не покинут Богом. В частности, человек получил от Бога свободу самостоятельного выбора между добром и злом. Приобщиться к Богу человек может через молитву, соблюдение религиозных обрядов и таинств и через практическое стремление к праведному образу жизни. Тезис о надмирности (сверхприродности) Бога, характерный для монотеистических религий, делает необходимой разработку специального учения о путях познания Бога — бого- познания. Бог несопоставим ни с од-ним из предметов чувственно восп-ринимаемого мира, поэтому прямое и исчерпывающее познание Бога не-возможно. Основной путь познания Бога ^апофатический, т. е. негативный. Апофатическое богословие (в христианстве) утверждает, что мы можем последовательно указать на то, чем Бог не является, постепенно суживая круг значений. Непосредственным источником богопознания является священный текст — Тора и Талмуд в иудаизме, Библия — в христианстве, Коран — в исламе. Священный текст, однако, должен быть правильно истолкован и понят, для чего также разрабатываются специальные методы.

БОГДАНОВ Александр Александрович (Малиновский) (1873—1928) — русский фило-соф, экономист, врач, ученый-ес-тествоиспытатель, активный ре-волюционный деятель пролетарского движения (один из организаторов социал-демократической партии в Туле). Учился в Московском университете на естественном отделении, но был исключен за участие в народовольческом Союзе Северных землячеств. В 1899 г. окончил медицинский факультет Харьковского университета. С 1904 г. — соратник Ленина по борьбе с меньшевиками — «новоискровцами». Принимал участие в подготовке III съезда РСДРП. В 1905 г. — представитель ЦК партии Исполкома Петербургского совета рабочих депутатов, руководитель большевистской военно-технической группы. Арестовывался, высылался за границу. В 1914 г. был врачом на

фронте. Под влиянием революцион-ных событий, показавших силу и по-тенциальные возможности пролета-риата, под влиянием революции в естествознании конца XIX—начала XX вв.

пришел к выводу о необходимости углубления марксизма и создания в интересах пролетариата «цельной картины мира». Богданов обращается к работам Маха, Ост-вальда, Авенариуса. В свет выходит его труд — «Эмпириомонизм». Философия эмпириомонизма должна была стать, по его убеждению, цельной методологией познания мира. При этом он считал возможным со-вмещение марксизма с «естественнонаучным позитивизмом». Онто-логические и гносеологические воп-росы решаются им в основном с субъективно-идеалистических по-зиций. Социологические взгляды Богданова представляли соединение некоторых принципов исторического материализма, идеализма и мате-риализма. Законы мира он рассматривал «исключительно как методы ориентировки в потоке опыта, изме-няющиеся сообразно с практическими потребностями». Одной из работ, оказавших значительное влияние на социологическую и философскую мысль России, была работа Богданова «Тектология: всеобщая организационная наука».

Некоторые российские ученые оценивают ныне этот труд как «первую глубоко разработанную общественную концепцию и непосредстБогочеловечество

венную предшественницу кибернетики». Богданов характеризует тектологию как науку об организации, в частности об организа-ции социализма на основе экономического, культурного, социаль-ного опыта, накопленного чело-вечеством. Он выступает против общественного антагонизма, при котором духовные потенции ма-териального процесса производства противостоят рабочим как чужая собственность и господствующая над ними сила. Пролетариат по своей природе, пишет он,— класс-созидатель. В силу этого особое значение имеет пропаганда в его среде основ организационной науки. Богданов явился одним из организаторов и руководителем Пролеткульта. Многие положения, изложенные им в ряде работ, носили утопический характер. С 1921 г. целиком по-светил себя естественнонаучным исследованиям в области гематологии и геронтологии. В 1923 г. арестовывался. С 1926 г. — директор основанного им первого в мире Московского института переливания крови. Умер в резуль-тате поставленного на себе эксперимента по переливанию крови.

Боэций

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме БОГ:

  1. БОГ
  2. ПАНТЕИЗМ (греч. pan - все и theos - Бог)
  3. Исполнение — это бог
  4. ТЕИЗМ (греч. theos - бог
  5. ТЕОСОФИЯ (греч. «бог» и «мудрость»
  6. Бог как целостность бесконечного и динамичного мира.
  7. ПАНТЕИЗМ (от греч. pan — все и Teos — Бог
  8. Бог и мир. Божественное Предопределение иррациональность действительности
  9. ТЕОДИЦЕЯ (от греч. Theos — Бог и dike — справедливость
  10. Натурализм спинозовского пантеизма. Бог-субстанция- природа
  11. ТЕУРГИЯ (греч. theos - бог, ergon - работа; букв. - боготворчество
  12. ТЕОСОФИЯ (греч. theos -Бог и sорhiа -мудрость, знание
  13. ТЕОЛОГИЯ (греч. theos - Бог, logos - слово; русская калька - богословие
  14. ТЕОДИЦЕЯ (греч. theos -Бог и dike -справедливость, право, букв. богооправдание
  15. * Бог, каким его сотворил Павел, есть отрицание бога (лат.) ** На практике (лат.).
  16. ПОЛИТЕИЗМ И МОНОТЕИЗМ