<<
>>

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО


— понятие христианского мировоззрения, выражающее единство в Иисусе Христе двух природ — божественной и человеческой. Принятию тезиса о богочеловече- стве Христа предшествовали дискуссии, в ходе которых были отверг-нуты монофизитство и монофелит- ство.
Отрицание или преуменьшение человеческой природы Христа и, соответственно, признание боже-ственной в качестве единственной или определяющей получило название монофизитства. Монофизиты утверждали, что божественное так воздействовало на человеческую сторону Христа, что она стала принципиально иной, отличной от челове-ческого в остальных людях. Тем самым они склонны были признать в боговоплощении Сына лишь некоторый символический и иносказательный смысл. Монофизитство обесценивало страдания Христа и принижало значение его мучениче-ской смерти. Монофелитство, при-знавая в Христе две природы, говорило о наличии одной воли — божественной. Тем самым человеческое превращалось в пассивное, недвижущее начало. Монофелитство оказывалось связанным с идеей отречения от воли. На VI Константинопольском соборе (680 г.) монофи-зитство и монофелитство были осуждены и был официально закреплен тезис о Христе как «истинном человеке и истинном Боге». Это означало, что Христос обладает полнотой божественного и полнотой че-ловеческого; две природы существуют в нем нераздельно и неслиянно. Идея богочеловечества получила новую интерпретацию в философии
Вл. Соловьева. Согласно Соловьеву, общественная история с момента возникновения христианства приобретает новый смысл: она становится богочеловече- ской. Исторические деяния людей приобретают возможность реализовать божественный замысел. Для Соловьева Богочелове- чество есть распространение христианской нравственности на все сферы общественных отношений: на политику, экономику и т.д. Согласно Соловьеву, общество должно стать «организованной нравственностью».
БОЭЦИЙ Северин — христианский философ, римский госу-дарственный деятель. Родился в 480 г. н. э. и в 524 г. был казнен по обвинению в заговоре. Перевел на латинский язык логические со-чинения Аристотеля и Порфирия, многих других авторов, которые оказали влияние на формирование философских взглядов Боэция.
Наиболее известная философская работа Боэция «Утешение философией», в которой продолжены традиции античной культуры, где философия наделяется жизнетворческой и душеспасительной функцией. Боэций не использует путь откровения, так как нет ничего мистического и сверхразумного, а утверждает, что все истины бытия доказываются ра-циональным языком философии.
Бруно
Последняя у Боэция имеет облик строгой смертной женщины с вечно молодыми горящими тазами, которая для утешения и исцеления использует свои лекарства — знания и идеи, а единственный способ лечения — логическое рассуждение, ил-люстрируемое поэтическими обра-зами.
Боэция интересует проблема судьбы в двух модификациях, как фортуна и рок, которые он рассматривает с позиций стоицизма. Счастье человека находится в нем самом, в его душе. Человек — это существо, причастное божественному разуму, это образ божий, и образ этот заключается в его бессмертной душе.
Боэций придерживается учения Платона о природе знания как при-поминания. Положительно решает проблему существования безусловного основания человеческой нрав-ственности, выводя существование высшего и абсолютного блага из наличия благ низших и относительных. Отождествляя благо с Богом, Боэций приводит ряд аргументов в доказательство бытия богов, большинство из которых носят космоло-гический характер. Представляя Бога на манер плотиновского «единого», Боэций наделяет его чертами трансцендентности и сверхразумности, но вместе с тем видит в Боге источник всякого бытия и разума. Вводит понятие «божественного разума», с помощью которого Бог-благо творит мир, пользуется он также и идеей «мировой души». Боэций обращается к проблеме теодицеи, доказывает бессилие зла и могущество добра в этом мире. Важное место занимает тема соотношения судьбы и провидения: в мире нет ничего случайного, все в нем имеет разумные основания. Бог-творец подобен художнику, заранее имеющему в своем уме идеальный образ творимого про-изведения. Человек обладает свободой воли до тех пор, пока не сделал выбор, после которого его свобода перешла в необходи-мость и канула в вечность. 1) БРУНО Джордано (1548— 1600) — итальянский философ. По приговору инквизиции сожжен в Риме. Идейными источниками философии Бруно являются неоплатонизм и герметизм. Заим-ствовал идеи у М. Фичино> Н. Ку- занского, принял гелиоцентрическую теорию Н. Коперника. Бруно мыслил себя пророком, чья миссия — возродить египетскую религию, с помощью которой египтяне постигали божествен-ные идеи, интеллигибельное Сол-нце. В метафизике Бруно, как и у неоплатоников, от высшего бесконечного «начала» («Сверхразу-ма», Бога) происходит вся вселенная: мировая Душа, атрибутом ко-торой является всеобщий разум — источник и генератор Форм, и материя, движущаяся в разные
стороны. Мировая Душа структурирует, оформляет материю, создавая ее конкретные формы, вещи и сохраняя с ней единство. Таким образом, вещи содержат в себе разум: все оду-хотворено. Бог рационально непо-стижим, поскольку по следствиям трудно познать причину. Мистический способ познания у Бруно связан с религиозной магией, названной им «героическим энтузиазмом».
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО:

  1. ЕРЕСИ
  2. СОЛИПСИЗМ (от лаг. solus — один, единственный, ipse — сам, sum — существую
  3. ВСЕЕДИНСТВО
  4. ВСЕЕДИНСТВО
  5. КОСМИЗМ РУССКИЙ
  6. СОФИОЛОГИЯ
  7. СОФИОЛОГИЯ
  8. ИСКУССТВО
  9. БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944
  10. ДОЛГ
  11. СОЛИПСИЗМ (лат. solus ipse - только сам