<<
>>

БОЛЬШЕВИЗМ


— идеология, теория и социальная практика экстре-мистского направления в российском революционном движении начала 20 в. Возникновение Б. как само-осознающего интеллектуально-по-литического течения традиционно связывается с расколом социал-де- мократии на втором съезде РСДРП в 1903.
Явившись катализатором и основной движущей силой граждан-ской войны в России (1917—1920), партия большевиков осуществила захват власти в стране. Обществен-но-политические процессы 20 в. во многих государствах, ряд из которых (Китай, Корея, Куба, страны так называемого социалистического лагеря) были насильственным путем трансформированы в социалистическом и коммунистическом духе со-гласно канонам и догмам Б., способ-ствовали его интернационализации. Характерными чертами Б. как соци-ального феномена считаются следующие: 1) принципиальное рассмот-рение городских по происхождению маргинальных и деклассированных общественных прослоек и групп, объединенных в организации орден- ско-религиозного толка, в качестве ведущего субъекта процессов разрушения аграрно-сословного общества; 2) сведение всей палитры задач глобальных общественных транс-формаций к проблемам захвата и удержания государственной власти; 3) акцентированное и осознанное стремление к достижению обществен-ного равенства через нивелирующий социальный геноцид; 4) приоритет не-легитимных, насильственных мето-дов социального управления и контроля; 5) ликвидация свободы слова, информации и мнений,агрессивная социальная демагогия; 6) ориента-ция на гражданскую войну в форме перманентных массовых репрессий как на атрибут существования обще-ственных организмов; 7) вера в воз-можность волевых, "силовых" решений экономических проблем за счет массового применения принудительного труда; 8) деформация и мини-мизация индивидуальных и общест-венных потребностей людей как главное средство компенсации соци-альных ожиданий общества; 9) госу-дарственная автаркия и проповеди национально-государственной ис-ключительности; 10) предпочтение, отдаваемое процессам перераспределения, а не производства материаль-ных благ в интересах класса новой номенклатуры. Б. (в любых версиях) неизбывно являет собой феномен по-литизированной уголовщины, ори-ентированной на захват всей полноты государственной власти. (Ср. с мыслью Бухарина в 1923 на XII съезде РКП(б): "Характерным для методов фашистской борьбы является то, что они больше, чем какая бы то ни было партия, усвоили себе и приме-няют на практике опыт русской ре-волюции. Если их рассматривать с формальной точки зрения, то есть с точки зрения техники их полити-ческих приемов, то это полное при-менение большевистской тактики и специально русского большевизма: в смысле быстрого собирания сил, энергичного действия очень крепко сколоченной военной организации, в смысле определенной системы бросания своих сил... и беспощадного уничтожения противника, когда это нужно и когда это вызывается обсто-ятельствами".) В 20 в. Б. зареко-мендовал себя как универсальный инструментарий для осуществле-ния экспроприации материального богатства общества в интересах кос-мополитичных, амбициозных и асо-циальных групп людей. В контексте новейших философских проблема- тизаций феномен Б. обращает на себя внимание по следующим причинам: а) потерпев фиаско в укоренении в Средней Азии и Закавказье дискурса, фундированного "классовой основой", идеологи Б.
совершили идеологический парадигмальный
Бонавентура 127
поворот, увязав (впервые в истории) национальную идентичность с тер-риториальными топосами — нации в СССР начали конституироваться в качестве территориальных образова-ний; б) в контексте идеи о неизбывном конфликте "культур" и "цивили-заций" (см. Данилевский, Шпенглер) смысл архикровавой большевистской революции в России может быть ин-терпретирован как силовая замена русско-российской "культуры" кос-мополитичной коммунистической "цивилизацией". (См. Ленин, Сталин, Марксизм, Социализм, Коммунизм, Тоталитаризм, Берия.)
А. А. Грицанов
БОНАВЕНТУРА (Bonaventura), настоящее имя — Джованни Фидан- ца (1217—1274) — средневековый схоласт. Доктор теологии (1253), епископ Албанский, удостоен титула "Серафического Доктора". Окончил факультет искусств в Париже, где изучал философию и встретился со своим будущим учителем Алек-сандром из Гельса (1185 —1245), который произвел сильное впечатле-ние на молодого Б. Благодаря своему учителю Б. стал склоняться к неопла-тонизму, рафинированному в свято-отеческой христианской традиции. В 1243 Б. принимает сан монаха ордена францисканцев, в рамках которого выступает — при ретроспективной оценке его статуса во францисканской традиции — как центральная фигура концептуализации францис- канства, исходно артикулировавшего себя в качестве противостоящего книжной учености. Б. — автор трактата "Путеводитель души к Богу", где раскрывается его талант как богослова и глубокого мистика. Основная идея этого труда — переход ("транзитус") из мира рабства в мир свободы с помощью жезла креста Господнего. Это путь духовного про-светления по шести ступеням духовной иерархии. Подъем начинается с низшей — тварного мира. Тут Бог познается через следы, оставленные в природе, так как мир есть образ и подобие Бога, вся Его сущность выражена в нем. Затем на следующей ступени человек должен понимать гармонию в мире вещей, виновник которых Бог. Третья ступень — узрение Бога внутри себя, в душе с помощью благодати. На четвертой ступени душа преображается, благо-даря чему на пятой ступени духовной эволюции души практикующих созерцают Бога в Его непереходящей славе. На шестой ступени душа сли-вается с Ним, но при этом остается личностью. В 1267—1268 Б., будучи уже генералом францисканского ор-дена (с 1257), вступает с аверроиста- ми в диспут и пишет трактат "Сопос-тавления". В эту трилогию входят такие шедевры средневековой мысли, как "Декалог", "Дары Св. Духа", "Шестоднев". Б. не разделяет теоло- гию и философию. Он призывает видеть в теологии философию, обретшую вертикаль от конечного к бесконечно-му в свет Откровения. Философия эта — пролог к богословию. Мир — это книга, которую нужно прочесть и понять, что это микрокосмос уча-ствующий в бытии, а бытие — Бог. Б. сравнивает Бога с сеятелем, раз-брасывающим семена. В Боге есть причинный разум, от которого исходят законы мироздания. Именно здесь находятся идеи вещей, созерцая которые Бог творит мир и по-средством которых управляет миром. Материя также не лишена некоторой активности, ибо содержит зародыши форм, которые Бог актуализи-рует окончательно. Б. не смог ясно ответить на вопрос о том, что если материя сотворена Богом "из ничего", то откуда она приобретает присущую ей определенную активность. В вопросах гносеологии Б. был верен теории иллюминации. Нужно озарение, неземной свет, который сцепляет единичные вещи и соотносит их с Творцом. За свою жизнь Б. написал 65 сочинений, что очень много для средневековья. Его сочинения (в 11 томах) были изданы в 1882—1902 отцами Bonaventura-Collegium во Флоренции.
И. А. Нестерович
БОНАПАРТ (Bonaparte) Мари (1882— 1962) — французский психоанали-тик. Принцесса греческая. Получила хорошее домашнее образование. В 1907 вышла замуж за греческого принца Георга. С 1925 пациентка, последовательница, корреспондент и друг Фрейда. Публиковала статьи по различным проблемам психо-анализа. Систематически оказывала Фрейду всяческое содействие в раз-решении различных проблем. В 1926 была членом-соучредителем Париж-ского психоаналитического общества и незадолго до смерти стала его почетным президентом. В 1927 фи-нансировала создание журнала "Фран-цузское ревю психоанализа". В 1928 опубликовала работу "Идентификация дочери с мертвой матерью", навеянную событиями собственной жизни (мать Б. умерла через месяц после ее рождения). В 1930 в статье "Печаль, некрофилия и садизм" осу-ществила анализ мотивов некрофилии у Э. По и садизма у Ш. Бодлера. В 1934 принимала активное участие в создании Парижского института психоанализа и читала в нем лекции по теории инстинктов. Переводила и публиковала книги Фрейда. После прихода к власти в Германии национал-социалистов помогала эмигри-ровать психоаналитикам и другим лицам, подвергавшимся нацистским преследованиям. Спасла около 200 человек. Активно защищала Фрейда и его семью во время оккупации Австрии нацистами (1938). Финанси-ровала выкуп Фрейда и помогла ор-ганизовать его эмиграцию. Спасла, выкупила и опубликовала (1950, бо-лее полное издание 1985) письма Фрейда к В. Флиссу с 1887 по 1904, являющиеся одним из существен-ных источников по истории создания и развития психоанализа. В 1953 опубликовала работу "Женская сек-суальность", в которой исследовала комплексы женственности и муже-ственности и подвергла критическому анализу некоторые идеи Э. Джонса, М. Клейн, Хорни и др. Изучала проблемы фригидности, символики, фаллических компонентов и многие другие. Состояла членом Междуна-родной психоаналитической ассоциации и была ее вице-президентом. Содействовала организации и фи-нансировала экспедицию Г. Рохейм по психоаналитическому и антропо-логическому изучению племен або-ригенов Центральной Австралии, Новой Гвинеи и др. Автор книги "Эд-гар По. Психоаналитический очерк" (1933, с предисловием Фрейда) и ряда работ по различным проблемам психоанализа.
В. И. Овчаренко
БОРХЕС (Borges) Хорхе Луис (1899—1986) — аргентинский мыс-литель и писатель. Классик жанра эссе-новелл. Президент Аргентин-ского общества писателей (1950). Директор Национальной библиотеки Аргентины (1955). Удостоен ли-тературной премии Форментор (1961). Основные сочинения: "Страсть к Бу- энос-Айресу" (сборник, 1923); "Луна напротив" (сборник, 1925); "Рассле-дования" (сборник, 1925); "Прост-ранство надежды" (сборник, 1926); "Язык аргентинцев" (сборник, 1928); "Обсуждение" (сборник, 1932); "Все-мирная история низости" (сборник,
; "История вечности" (сборник,
; "Замурованные тексты" (сборник, 1936—1940); "Сад расхо-дящихся тропок" (сборник, 1942); "Антология фантастической литера-туры" (совместно с А. Бьой Касаре- сом и С. Окампо, 1943); "Вымыш-ленные истории" (сборник, 1944); "Алеф" (сборник, 1949); "Антология германских литератур" (совместно с Д. Инхеньерос, 1951); "Новые рас-следования" (сборник, 1952); "Со-здатель" (сборник, 1960); "Иной и прежний" (сборник, 1964); "Введение в английскую литературу" (сов-местно с М. Э. Васкес, 1965); "Книга о воображаемых существах" (совместно с М. Герреро, 1967); "Руковод-ство по фантастической зоологии" (совместно с М. Герреро, 1967); "Вве-дение в литературу США" (совместно с Э. Самбараин де Торрес, 1967); "Хвала тьме" (сборник, 1969); "Сообщение Броуди" (сборник, 1970); "Зо-лото тигров" (сборник, 1972); "Пре-дисловия" (сборник, 1975); "Книга песка" (сборник, 1975); "Сокровен-ная роза" (сборник, 1975); "Же-лезная монета" (сборник, 1976); "История ночи" (1977); "Что такое буддизм" (совместно с А. Хурадо, 1977); "Краткая антология англо-саксонской литературы" (совместно с М. Кодама, 1978); "Думая вслух" (сборник, 1979); "Тайнопись" (сборник, 1981); "Девять очерков о Данте" (сборник, 1982); "Семь вечеров" (сборник, 1982); "25 августа 1983 года" (сборник, 1983); "Порука" (сборник, 1985) и др. Главными темами творчества Б., локализуемого им самим в интервале между смысловыми полюсами-циклами "мифологии окраин" и "игр со временем и пространством", выступили: универсальное, не-избывное, вневременное состояние творческого томления человеческого духа; интеллектуальный героизм ра-зума, готового в погоне за ответами на загадки бытия преступить черту жизни и смерти; пафос и значимость религиозно-философских исканий и борений в истории людей; литера-турно-просветительский потенциал философских и теологических систем; эстетическая общность и ценность самых разнообразных, порой даже взаимоисключающих, этических учений. История культуры, раз-ворачивающаяся в гиперпространстве всемирной Библиотеки ("бесконечной книги"), где издревле обитают фило-софские гипотезы, художественные образы и метафоры, символы веры и мудрости многих веков, должна, по мнению Б., восприниматься, оце-ниваться и переживаться столь же осязаемо и реально, сколь и мир, населенный вещами и людьми. Вселенная (она же Дворец и Сад) для Б. — метафора Книги (она же Библиотека или Слово). Согласно Б., критик, пе-реводчик, читатель — соучастники процедур литературного процесса наряду с писателями. Ипостаси, в которых мы постигаем дискурсы любых текстов, с точки зрения Б., задаются нашим со-творчеством, ибо смыслы и интерпретации, рождаю-щиеся в нас и для нас при чтении, таенным мыслям их авторов. "...Каждый писатель, — утверждал Б., — созда-ет своих предшественников. Написанное им преображает наше понимание прошлого, как преображает и будущее". Судьба любого художе-ственного или философского произ-ведения имманентна ему самому: всякий текст (декодируясь вновь и вновь в ходе странствий в "возможных мирах" индивидуальных и коллектив-ных восприятий, представлений и ре-конструкций) способен обретать самые неожиданные и ранее неочевидные со-держания и ассоциации. Повторение их невозможно, поскольку читатель всегда замкнут в "саду расходящихся тропок", в лабиринте перманент-но умножающихся призрачных про-странств и времен. Автор у Б. не знает, что пишет — "то, что человек пишет, должно выходить за рамки его намерений... именно в этом таин-ственность литературы...". Б. был убежден в том, что, "если чувствуешь, что задачи литературы таинст-венны, что они зависят от тебя, что ты по временам записываешь за Свя-тым Духом, ты можешь надеяться на многое такое, что не зависит от те- бя. Ты просто пытаешься выполнять приказы — приказы, произнесенные Кем-то и Чем-то". Чтение, по Б., всякий раз являет собой уникальный сдвиг смысла по оси удерживаемого в сознании когда-то пройденного пути, погружение же в текст изоморфно наблюдаемому перемещению фокуса семантического просвета — геракли- товское "все течет" ощутимо в полном объеме лишь в момент личностно артикулированной подмены самого Гераклита Тобой, а также любым Другим, занявшим его место. Этот духовный феномен, обозначенный Б. как центральная тема "филосо-фии эха в культуре", занимает, по его мнению, особое место в совокуп-ности механизмов социокультурной трансляции. "Эхо" реализуется, по Б., переложениями, адаптациями, переводами, новыми трактовками — всем спектром возможных процедур оперированиями текстами, которые и обеспечивают динамику, выживае-мость и преемственность самых раз-ноудаленных и непохожих эпох, культур и цивилизаций. (С точки зрения Б., "все мы — граждане Рима, а еще раньше — Греции".) Тем более что, согласно Б., четыре "вечные" темы всегда будут оплодотво-рять благородные стремления людей к постижению истины и самих себя: Поиск, Падение Города как Мира, Возвращение Героя и Самопожертвование Бога. Философия у Б. — не более и не менее чем "смысловое небо" — версия универсального мета-языка как метафоры мироустройства, аналогичная единому и бесконечному макрокосмосу математики 20 в., ори-ентированной на поиск универсаль-ного в единичном. Человекосораз- мерность, трактовка человека как своеобычной эмблемы, "меты" на-шей Вселенной позволительно трак-товать принципиально значимыми для Б. индикаторами эвристичности философских учений. Идеи и мысли Платона и Спинозы, Шопенгауэра и Зенона Элейского, Беркли и Лейбница — мыслителей, эксплицировавших параметры мироздания человечески-ми качествами и горизонтами, — вы-ступали излюбленными темами эссе и новелл Б. Идея Времени в контексте опровержения его абсолютности, идея Бога как самого смелого фанта-стического предположения в истории людей, идея бренности челове-ческого существования сплелись в творчестве Б. как проблема ипостасей иллюзии Вечности, всегда присущей человеку и выступающей в обликах рока, судьбы, личного предназначения, тождества с собой либо с собст-венным прошлым и, наконец, смерти. Б., по утверждению французского философа Ж. Валя, стремился пред-ложить людям "нечто большее, чем науку, непрестанное вопрошание самых глубин неведения", облекая его в форму "снов о других мыслях или снах" и четко осознавая, что "всякая мелочь дает начало бесконечной цепи размышлений". С точки зрения Б., "число сюжетов и метафор, по-рожденных человеческим воображе-нием, ограничено, но эти вымыш-ленные истории могут стать всем для всех, как Апостол". Только осущест-вившись в качестве "всего для всех", по Б., пророк обретает надежду и шанс стать самим собой. Б. персони-фицирует особый жанр в словесности 20 в.: предощущая неизбежный выход художественно ангажированного "серьезного" интеллектуализма из рамок классического реализма, он модернизировал формальный строй последнего, придав ему измерение уникальной беллетризированной эрудиции. Некоторые критики(например, постмодернистка К. Брук-Роуз) усмотрели в этом литературном фе-номене стремление "элитарного изгоя" — Б. — использовать "технику реалистического романа, чтобы до-казать что она уже не может больше применяться для прежних целей". Данная характеристика контекстно сопряжена с естественным призна-нием того, что Б. не может быть от-несен к какому-либо, пусть даже самому изысканному и респектабельному творческому направлению. Итогом его литературной деятельности явилась уникальная для всемирной истории совокупность авторских текстов, репрезентирующих собой в ко-нечном счете всю мировую культуру в миниатюре. (Не случайно прообразом гениального слепого старца-эн-циклопедиста Хорхе в романе "Имя розы" Эко избрал именно Б.). (См. также Лабиринт.)
А. А. Грицанов
БОРЬБА — в истории философии одно из основных понятий философ-ских школ диалектического и во-люнтаристского толка. Созидательная функция Б. подчеркивалась Гераклитом, полагавшим ее "отцом всех вещей, отцом всего". У Гераклита Б. полярных сил не результи- руется попеременным их преобла-данием, обе борющиеся силы всегда сосуществует, всегда налицо, обус-ловливая целостность процесса. (По- видимому, достаточно точную цитату Гераклита воспроизвел Платон: "расходящееся всегда сходится".) У Гегеля Б. выступала сущностью и основой процесса диалектического движения: синтез может быть до-стигнут только через внутреннюю Б. противоположностей и их снятие. Для Ницше Б. была атрибутивна дионисическому началу бытия человека. Дарвин сделал популярным понятие "Б. за существование". В ре- волюционистской и эсхатологической ипостасях исторического мате-риализма Б. реально представала в качестве центральной категории и основной теоретической несущей кон-струкции: Б. классов за политичес-кую власть, а в идеале — перманент-ное состояние гражданской войны в обществе трактовались как основной двигатель позитивных социальных изменений.
А. А. Грицанов
БОСС (Boss) Медард (1904—1990) — швейцарский психиатр, психоана-литик и философ, один из лидеров экзистенциального анализа. Основные сочинения: "Психоанализ и ди- зайнанализ" (1957); "Основы медицины и психологии" (1975) и др. Профессиональную карьеру начинал как психиатр в швейцарской клинике Бургхельци, возглавлявшейся Э. Блейером. В 1938 начал сотрудни-чать с Юнгом. Критиковал противо-речия фрейдизма и психоанализа, в том числе теорию бессознательного. Постепенно склонился к позиции экзистенциального анализа Бинсван- гера. В 1950-е активно включился в разработку экзистенциального анализа. Познакомившись с Хайдегге- ром, стремился всемерно исполь-зовать его идеи в разработке новой версии психоаналитической теории и терапии. (По его просьбе Хайдег- гер несколько лет подряд — в 1959— 1970 — приезжал в Швейцарию, где познакомил психоаналитиков и психиатров со своей философией; так называемая школа в Цоликоне.) С течением времени несколько отошел от позиции Бинсвангера (обозначив постулаты "гуманистической психологии" как метафизические и субъективистские) и начал разработку собственной версии экзистенци-ального анализа. В 1970-е особенно активно разрабатывал проблему эк-зистенциальных оснований медицины, психологии и психоанализа. Разработал своеобразную программу экзистенциальной перестройки пси-хологии и медицины. Ориентировал свою психотерапию на помощь пациенту в преодолении запретов и выборе соответствующего ему способа существования. Целью "экзистенциального анализа" как новой версии психоанализа считал изменение неврозов и психоза посредством преодо-ления предвзятых понятий и субъек-тивных интерпретаций, заслоняющих бытие от человека. По мысли Б., пси-хотерапия должна фундироваться на "открытости" пациента бытию: "бы- тие-в-мире" суть целостный феномен; разграничение же внутреннего и внешнего, психического и соматиче-ского — рудимент картезианства. Согласно версии Б., метапсихология Фрейда отнюдь не является атрибу-тивной для процедур постижения человеческой экзистенции, ибо для этого не обязательны репертуары ин-терпретации и экспликации бессоз-нательного.
В. И. Овчаренко БОХВИЦ Флориан (1799—1856) — белорусский философ, писатель, брат жены А. Мицкевича. Родился в местечке Мир, учился в Несвиже, затем на юридическом факультете в Киеве, по окончании которого некоторое время работал адвокатом в Ново- грудке. Женившись, занялся сельским хозяйством. В 1838 выщло в свет его первое сочинение "Форма моего мышления", затем, в 1838— 1841, — "Сущность моего мышле-ния..." (ч. 1 и 2), в 1842 — "Основы моих мыслей и чувств", а в 1847 ¦— "Мысли о воспитании человека". Специализация Б. — моральные и педагогические проблемы. Отстаивал приоритет религии во всех чело-веческих мыслях и делах, что можно рассматривать как реакцию на идеи свободомыслия и атеизма эпохи про-свещения. В философии педагогики предлагал программу гармонизации религиозного, морального и гумани-тарного воспитания, высказав ряд общезначимых педагогических идей.
Э. К. Дорошевич. В. JI. Абушенко
БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (1902—1995) — польско- швейцарский философ-неотомист, член ордена доминиканцев (с 1927). Изучал право (Львов), политэкономию (Познань), философию (Фрей- бург, Швейцария), теологию (Рим). С 1931 — доктор философии, с 1935 — доктор теологии, с 1966 — почетный доктор юриспруденции Университета Нотр-Дам (США). Работал в Италии (университет Ангеликум в Риме — 1935—1940), Польше, потом во Фрейбурге: директор Института восточноевропейских исследований (1957—1972), декан философского факультета, профессор современной философии. Во время войны служил в Польской армии. На 81-м году жизни получил лицензию пилота. Основатель журнала "Studies in Soviet Thought" (1961) и серии "Sovi- etica" (1959). Основные сочинения: "Логика Теофраста" (1939), "Диамат" (1950), "Формальная логика" (1956), "Современная западная фило-софия" (1957), "Методы современного мышления" (1965), "Марксизм-ленинизм" (1976) и др. Б. исследовал проблемы современной логики, истории философии, философии религии. В его работах содержится классичес-кое изложение неотомистской онто-логии, которая рассматривается им как функция метафизики. "Метафи-зика, образующая ядро томистской философии, тесно связана с онтологией и рассматривает бытие как таковое в качестве своего объекта", — подчеркивал Б. Основная проблема онтологии — соотношение материи и формы. Материя относится к форме, как потенция к акту. Можно вы-вести понятие первой материи как чистой потенции для любых форм. Б. выделяются четыре типа форм, связанных между собой отношениями выводимости и снятия (неоргани-ческое тело, жизнь, бытие животного, бытие человека). Человек обладает бессмертной душой, схватывающей (в своем высшем совершенстве) до-стоинства предшествующих форм бытия. Человек знает цели и способен выбирать, обладает максималь-но возможной на земле полнотой бытия. Гносеология Б. исходит из двух томистских принципов: "интеллиги- бельности" (порядок творения через посредство божественной идеи и воплощение ее в вещи таковы, что воз-можен обратный путь восхождения к идее) и "соучастия" (всякое конечное творение принимает участие в сущности Бога). Акт сознания — это ассимиляция разумом заключенной в вещи идеи. Полагал, что неото-мизм может привлекать для собст-венного развития отдельные тезисы феноменологии и аналитической фи-лософии, развивая и реализуя тем самым в современном католицизме установки аджорнаменто. Б. являлся одним из теоретических лидеров антикоммунизма: марксизм, по Б., — вера, лишенная научного обоснова-ния, с явно выраженной детерминан- той тотального атеизма. Согласно Б., Марксу часто приписываются взгля-ды Энгельса, Плеханова, Ленина и пр., кроме этого нередко вольно переинтерпретируются взгляды его самого. Маркс у Б. ставил перед со-бой задачу чисто теоретическую — создание "научного социализма" и социологии (одним из основателей которой, с точки зрения Б., он по праву и считается). Марксизм поместил в собственное теоретическое осно-вание не выдержавшие испытания временем концепты "класс", "прогресс", "диалектический материа-лизм", а также организовывался как доктрина по принципу идейной секты во главе с гуру. Творчество Б. сыграло весомую роль в процессах успешной полемики демократических мыслителей против их ортодоксальных марксистских оппонентов, особенно в условиях значимого фона ре-лигиозного мировоззрения.
А. А. Грицанов
БОЭЦИЙ (Boethius) Аниций Ман- лий Торкват Северин (480—524, казнен) — римский философ, ученый-энциклопедист, один из осно-воположников средневековой схола-стики. Государственный деятель. По обвинению в государственной изме-не был заключен в тюрьму, где в ожидании казни написал художест-венно-философское сочинение "Утешение философией". Б. созданы учебные руководства по арифметике, геометрии и музыке, в частности, были переведены "Начала" Евклида и "Арифметика" Никомаха. Б. перевел и прокомментировал логические сочинения Аристотеля, а также "Введение" Порфирия к аристотелевским "Категориям", что сыграло ос-новополагающую роль в процессе введения аристотелизма в концепту-альный оборот в рамках схоластики, радикально повлияв тем самым на содержательные приоритеты и оформ-ление векторов развития последней. Так, именно после перевода Б. Порфирия схоластической проблематикой ассимилируется проблема универ-салий (см. Универсалии). Посвятил ряд работ теологической тематике. Основные сочинения: "Наставление в арифметике", "Наставление к му-зыке", "Комментарий к Порфирию", "О категорическом силлогизме", "О гипотетических силлогизмах", "О логическом делении", "Каким об-разом Троица есть единый Бог, а не три божества", "Могут ли "Отец", "Сын" и "Святой Дух" сказываться о божестве субстанциально", "Каким образом субстанции могут быть благими в силу того, что они сущест-вуют, не будучи благами субстанци-альными", "Против Евтихия и Не- стория". философские воззрения Б. в целом характеризуются эклектич-ностью, сочетанием учений Платона, Аристотеля, неоплатонизма и стоицизма. Проблема универсалий решалась Б. следующим образом: роды и виды существуют только в единичном, а мыслятся только как общее. Из десяти аристотелевских категорий Б. обозначил категорию сущности как субстанцию, все же остальные — как акциденции, что привело к образованию в схоласти-ческой традиции устойчивой мета-физической пары "субстанция — ак-циденция". Известная в схоластике метафизическая пара "форма — материя" также выделена Б. из четырех причин Аристотеля. В соответствии с последней парой он упростил аристотелевское понятие божественной субстанции, которое им было определено как чистая форма. По ут-верждению Б., Бог не имеет привхо-дящих свойств, все его свойства ат-рибутивны, в них бытие совпадает с тем, что обладает этим бытием. Например, "величие" — это не отдельное божественное свойство, а весь Бог, т. е. атрибут. Б. пытался оправдать христианские догматы разумом. Так, понятие Троицы он представил конъюнкцией трех терминов, тождественных по субстанциальному признаку "божественности". При этом "Отец", "Сын" и "Святой Дух" не являются субстанциальными при-знаками, так как ни Отец, ни Сын, ни Святой Дух не выражают сами по себе всей божественной природы.
А. Н. Шуман
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме БОЛЬШЕВИЗМ:

  1. БОЛЬШЕВИЗМ
  2. ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954
  3. МАРКСИЗМ
  4. ГУМАНИЗМ
  5. ЛЕНИН (Ульянов) Владимир Ильич (1870-1924
  6. КОММУНИЗМ (лат. communis - общий
  7. ГУМАНИЗМ
  8. СТЕПИН Вячеслав Семенович (р. 1934
  9. ЯКОВЕНКО Борис Валентинович (1884-1949) русский философ, публицист
  10. ПРОЛЕТАРИАТ
  11. СКАНДАЛ В ФИЛОСОФИИ
  12. монополистическая стадия капитализма
  13. ИДЕОЛОГИЯ
  14. АКСЕЛЬРОД
  15. СОЦИАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
  16. АВТОРИТЕТ
  17. СОЦИАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ
  18. АВТОРИТЕТ
  19. РАСОВО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА