БУДДА
(санскр. просветленный) (ок. 567—488 до н. э.) — основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской кон-цепции. Согласно преданию, Сиддхарт- ха Гаутама, наследный принц царства шакьев (отсюда его прозвище Шакь- ямуни — отшельник из рода шакьев) в 29 лет, после того как знамения (старик, больной, покойник и нищий странник) показали ему неизбеж-ность страдания, стал отшельником.
Многолетний опыт аскетического по-движничества убедил его, что и этот путь не обеспечивает спасения; наконец, в возрасте 40 лет, после продолжительной медитации под дере-вом пипал (смоковницей), он достиг просветления и до конца жизни про-поведовал новое учение о спасении. Его центральным элементом являются "четыре благородные истины": 1) вся человеческая жизнь есть страдание; 2) причиной страдания является желание; 3) возможно прекраще-ние страдания; 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания ("благо-родный восьмеричный путь", определяемый как "срединный" — ра-зумно избегающий крайностей как низменного стремления к наслаждению, так и бесполезного аскетического самоистязания). В изложении своего учения Б. исходил из наличия двух различных уровней понимания — мирян и монахов. К первым обращено этико-религиозное содер-жание буддизма, состоящее из набора заповедей и жизненных норм; наградой за благую жизнь на земле является блаженство на небе. А для узкого круга посвященных предназначено концептуальное ядро буддизма — философская теория реальности и идеал Нирваны. Философское содержание учения Б. связано с двумя элементами "восьмеричного пути" — "правильным знанием" и "правильным сосредоточением". Основа "правильного знания" — концепция "взаимозависимого возникновения": каждая вещь возника-ет под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности — нет ничего постоянного и устойчивого, все не-прерывно изменяется. Оборотной стороной этого принципа оказывается концепция элементов-дхарм, возникающих и исчезающих в течение одного мгновения: реальность пред-стает как безличный и безначальный поток, состоящий из взаимосвязанных моментальных "вспышек". При этом отрицаются не только мате-риальные, но и духовные субстанции, в первую очередь — индивидуальная душа как устойчивая целостность, место которой также занимает после-довательность дхарм. "Правильное знание" углубляет понимание истины страдания: философский смысл страдания заключается в непрерывном волнении (возникновении и ис-чезновении) дхарм, лежащем в основе тягостного непостоянства человеческого существования. "Правильное сосредоточение" представляет собой регулярную концентрацию внима-ния, останавливающую мельтешение элементов эмпирического опыта; практика медитации постепенно успокаивает процесс жизненного волнения и позволяет достигнуть Нирваны (букв, "угасание"). Нирвана недоступна рациональному опи-санию (именно потому, что основой ее достижения является мистический опыт трансовой медитации) и представляет собой высшее из возможных состояний человека, полное и окончательное избавление от стра-даний. (См. Буддизм.)В. Н. Фуре
Еще по теме БУДДА:
- БУДДА
- Миманса
- АБСОЛЮТ
- 1. Становление философии в Древней Индии
- * Крайняя и высшая степень (лат.). ** Дух-творец (лат.).
- Конфуций - «учитель учителей», унесший с собой тайну своего знания
- 8. Политико-правовые учения Древней Индии
- Тема 2. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
- РАМАКРИШНА
- РАМАКРИШНА
- БУДДИЗМ
- трансцендентальной возможностью
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center