<<
>>

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич


(1794— 1856) — русский мыслитель, публицист, общественный деятель. По происхождению из дворян,участник войны 1812, находился в оппозиции к царскому режиму и русской дво-рянской олигархии, не разделяя целиком и принципов демократической идеологии, хотя и состоял в "Союзе благоденствия" (1819), а затем и в "Северном обществе" декабристов (1821).
Его теоретические взгляды формировались под влиянием двух противоположных тенденций (про-светительского рационализма и хри-стианского монотеизма), поэтому при целостном восприятии творчество Ч. выглядит крайне противоречивым. По крайней мере, до отъезда за границу в 1823 Ч. был сторонником де-кабристской идеологии и придерживался просветительской ориентации. Перелом произошел в 1824—1825, во время путешествия Ч. по Европе, где он встречался с Шеллингом, Ла- шенне, Куком; сыграло свою роль и пребывание в масонской ложе, и мистические настроения друзей. В ре-зультате к 1829—1830 у Ч. сформировалось новое, философско-истори- ческое и религиозное мировоззрение, которое и проявилось в "Письмах о философии истории" или "Философических письмах"(1829—1831)— самом значительном произведении мыслителя, а также в сочинении "Апология сумасшедшего" (1837). Первое письмо было опубликовано в 1836 в журнале "Телескоп" и вызвало многочисленные и неоднозначные отклики современников, среди которых самым "значительным" был указ императора Николая I, по которому Ч. был объявлен сумасшедшим и взят под надзор. Обра-щаясь к исторической судьбе России в контексте мировой культуры, Ч. развивает идею целостного понима-ния исторического процесса в духе "объективного идеализма", согласно которому истинное единство истории — это "религиозное единство". Основой мирового развития выступает "великое ВСЕ", "абсолютное единство", "истинная реальность", которые суть имена Бога и в качестве основных онтологических катего-рий выражают закон "природы физической" и "природы духовной". Структура этих двух слоев реальности, по Ч., идентична, но элементами первого являются атомы, а второ-го — идеи. Провиденциалистское понимание Ч. закона истории означает, что все сущее сотворено Богом и подчиняется мудрости Провидения, "вечной божественной силе", которая ставит перед каждым народом определенную цель, частную по отношению к цели развития всего человечества, идущего к царству Бо- жиему на земле. Ч. отдает предпо-чтение христианской телеологии, придающей "нравственный смысл" развитию западноевропейских народов, миссия которых заключается в дальнейшем распространении хри-стианского вероучения. Трансляция идей "духовного" мира в мир "физический" осуществляется в своеобразной элитарной форме, в обращении Провидения к народным "массам" посредством избранников, которые дают толчок "коллективному созна-нию" нации и приводят ее в движение. Развитие и консолидация людей в единую общность (народ или нацию) основана на традиции — не-посредственной передаче истины от одного поколения к другому в непрерывной преемственности, благодаря чему обеспечивается единство и нравственное воспитание народа, достигается общая социальная стабильность и "устойчивость личной жизни" каждого отдельного гражданина. Образцом эволюционного развития для Ч. служит опыт западноевропейских государств, частная и общественная жизнь которых основана на "идеях долга, справедливости, права, порядка" — этих основополагающих и руководящих началах, которые покоятся на духе строгой ор-ганизации католической церкви и благодаря которым только и воз-можна связь с прошлым и основания для будущего развития. Снятие всех антитез между Россией и Западом, нормализация русской действитель-ности может осуществиться, по мне-нию Ч., только путем нравственного воспитания и образования в соответ-ствии с идеалами западного просвещения и религиозного синтеза. Поэтому, по Ч., необходимо устранить разногласия между католицизмом и православием для восстановления не только духовного, но и социального единства России и Европы. Фило-софская концепция Ч. и его попытка исторического анализа закономерностей общественного развития России в контексте западноевропейской и мировой цивилизации стала основой "модернизации" русского национального самосознания и стимулировала дальнейшее развитие русской религиозной и социальной фило-софии.
А. Я. Сарна
ЧАХОВИЦ (Чехович) Мартин (1532— 1613) — теолог, поэт, идеолог ради-кальной Реформации (антитринита- ризма) в Беларуси, Литве и Польше. Учился в Лейпцигском университе-те, но отучился только год, уехав по приглашению Николая Радзивилла Черного в 1559 в Вильно преподавателем протестантской школы. Под влиянием Петра из Гонендза стал отходить от умеренного протестантизма. В 1561 по поручению Николая Радзивилла Черного едет в Швейцарию с миссией примирения Кальвина с Г. Бландратом, обвиненным в пропаганде идей М. Сервета в Речи Посполитой. Возвращаясь из Цюриха, Ч. посетил одну из анабаптистских общин в Моравии. Получив в Вильно должность проповедника, стал выступать с проповедями, со-держащими идеи антитринитариз- ма, особенно его социальную программу. В 1564 подготовил к печати книгу "Трехдневный диспут о крещении детей" по материалам своей полемики с Николаем Вендрговским (опубликована в 1583). Вынужден был уехать из Вильно в Польшу. Ор-ганизовал общину в имении Я. Не- маевского. Около 1570 члены общи-ны отказались от всех занимаемых ими государственных постов и продали свое имущество, раздав деньги бедным. Организовал (вместе с Я. Не- маевским) общину в Люблине. Вел полемику со сторонниками Социна, кальвинистами, иезуитами, С. Будным. Считал веру личным делом человека, выступал с позиций веротерпимости, отрицал крепостничество, светскую власть, войны, церковь как институт. Автор "Христианских бесед" (1575), стихотворного изло-жения "Нового Завета" (1570) и его перевода с греческого языка (1577).
Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЧААДАЕВ Петр Яковлевич:

  1. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич(1794—1856) — русский мыслитель и публицист
  2. ЛАВРОВ Петр Лаврович
  3. ГРОТ Николай Яковлевич (1852-1899
  4. ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900
  5. ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822—1885) — естест-воиспытатель, философ, социолог
  6. 2. Славянофильское учение о самобытности народа и его соборности
  7. 45. Политико-правовые идеи западников
  8. УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  9. УЧИТЕЛЯ ЦЕРКВИ
  10. ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ ПЛ. ГАЛЬПЕРИНА
  11. ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор
  12. 42. Судебная система и полицейские органы в XVIII В
  13. КОНЦЕПТУАЛИЗМ