<<
>>

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич(1794—1856) — русский мыслитель и публицист


Учился в Московском университете (1808—1811), участник войны 1812 г. В 1823—1826 гг. живет за границей, в Англии, Франции, Швейцарии, Италии, Германии. Знакомится с немецким философом Шеллингом. Основные произведения: «Философические пись-ма» (1829—1830), «Апология сума-сшедшего», «Рыбаки» (повесть в стихах) и др.
Публикация первого «Философического письма» в журнале «Телескоп» (1836) вызвала негодование общественных кругов и государственной власти. Многие современники увидели в Чаадаеве нис-провергателя национальных святынь и безрассудного бунтаря. Решением императора Николая I Чаадаев был объявлен умалишенным. После снятия медицинского надзора и домашнего ареста активно участвовал в общественной жизни. Творчество Чаадаева отличает своеобразная иронически-серьезная манера мыслить и излагать. В метафизике развивал положение о «высшем сознании», которое не есть Бог, но божественная сущность мира. В учении о человеке подчеркивал значение разума и нравственности, которые образуют в человеке его «сверх-эмпирическое Я». Чаа-даев явился одним из основоположников русской историософии (философии истории). Характерной чертой историософии Чаадаева является провиденциализм. Движущей силой общественного прогресса является нравственность, основанная на христиан-ских идеалах и ценностях. Чаадаева принято относить к так называемым «западникам», однако представления о высокой обще- ственно-исторической миссии России сближают его со славянофилами. Был близок декабристам, не разделяя их политиче-ского радикализма.
ЧАРВАКА (санскр. «чарв» — есть, жевать; «чару» — приятный, доходчивый; «вак» — слово) — материалистическое учение древней и средневековой Индии. Нередко отождествляется с лока- ятой (букв.: учение, «направленное на этот мир»), более древнего
происхождения, возникшей примерно в середине I тысячелетия до н. э. Сочинения сторонников этих уче-ний не сохранились. Источниками для изучения материалистических доктрин в индийской мысли служат тексты других философских школ, полемизирующих с ними. Чарвака (как и локаята) отрицает авторитет Вед, существование Бога и души, потустороннего мира, закона кармы и считает существующим и познаваемым лишь то, что может быть восп-ринято органами чувств. Локаята утвердила принцип свабхавы — индивидуальной природы каждой вещи, определяющей ее строение и судьбу. Этот принцип был воспринят чарвакой и дополнен учением о сущем как о спонтанном сочетании четырех элементов: земли, воды, огня, воздуха. Для этической концепции чарваки характерно признание понятий добра и зла иллюзией, созданной человеческим воображением. Отсюда отрицание обрядов, ас-кетизма, утверждение целью человеческого бытия не добродетели или освобождения, а наслаждения, хотя оно и связано со страданием. Каждая система индийской философии пыталась опровергнуть взгляды чар- ваков, но тем самым оказывалась вынужденной бороться с собственным догматизмом и более ответственно подходить к своим теоретическим построениям.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЧААДАЕВ Петр Яковлевич(1794—1856) — русский мыслитель и публицист:

  1. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич
  2. ЯКОВЕНКО Борис Валентинович (1884-1949) русский философ, публицист
  3. 5. Русские мыслители о ходе исторического процесса
  4. СКОВОРОДА Григорий Саввич (1722-1794
  5. РОЗАНОВ Василий Васильевич (1856-1919
  6. ЛАВРОВ Петр Лаврович
  7. 1. МЫСЛИТЕЛЬ HА ЕДИHЕ С СОБОЙ
  8. ФРЕЙД (Freud) Зигмунд (Сигизмунд Шломо) (1856-1939
  9. ЛАВРОВ Петр Лаврович (1823-1900
  10. 18. Английские и голландские мыслители XVII в. о политике и праве
  11. ГРОТ Николай Яковлевич (1852-1899
  12. ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822—1885) — естест-воиспытатель, философ, социолог
  13. 12. Предпосылки образования русского централизованного государства. Особенности русского централизованного государства
  14. 8. Русский космизм
  15. РУССКАЯ ИДЕЯ