<<
>>

ЧЕЛОВЕК

— центральное фило-софское понятие, от интерпретации содержания которого зависит познавательная, социальная, ценностная ориентация любой философской системы. Трудность, «неуло-вимость» определения данной категории связана с тем, что «чело-век» есть одновременно и лично- стно-ориентационная, и фило- софско-теоретическая проблема.

Проблему человека как личност- но-ориентированную можно сформулировать следующим образом: «человек есть постоянная проблема для самого себя». Фи- лософско-теоретическое содержание категории «человек» требует выяснения отношения человека к самому себе, к себе подобным, к обществу в целом, к природе, к Богу. Поскольку изучение человека неотделимо от изучения всего комплекса связей человека и мира, постольку проблема человека оказывается центральной философской проблемой, предельно сближается с предметом философии вообще. Центральное место данной проблемы в философии было осознано не сразу. В древности человек рассматривался как часть космоса, как эле-мент мирового порядка.
Разум как родовая сущность человека в Новое время то отождествлялся с «естественным законом», то превращал человека в один из многочисленных модусов духовной субстанции. Только И.Кант открыто ставит проблему «Что такое человек?» в центр философского исследования. По-своему

развивая идеи, заложенные в хри-стианской концепции человека, Кант рассматривает его как существо, принадлежащее и к миру природы и к миру свободы. Соотношение двух указанных аспектов проблемы человека закрепляется во взаимосвязанной системе понятий «природа человека», «сущность человека». Понятие «природа человека» выражает ту ситуацию, в которой находится изначально каждый человек; это его «стартовые условия», противоречивое единство материального и духовного, природного и социаль-ного. В данном понятии отсутствует нормативность, оно характеризует человека с точки зрения «сущего».

Сущность человека — это результат свободного выбора из двух возможностей, предоставленных индивиду его собственным существованием, его «природой». Не может быть «двух сущностей» человека как двух равноправных вариантов выбора. Сущность человека — это путь творчества, самопожертвования, свободы. Сущность человека никогда не совпадает с индивидуальным человеческим существованием. Сущность человека — это понятие из мира должного. Совпадение сущности и природы человека характерно для субстанционалистского подхода к человеку, стремящегося найти неизменную основу его бытия, неизменные качества (натурализм просветителей, антропологизм Л. Фейербаха, фрейдизм, прагматизм). Для другой группы теорий ха-рактерен десубстанциональный, процессуальный подход к человеку, рассмотрение сущности человека в качестве регулятивного понятия, идеала (экзистенциализм, герменевтика, феноменология, отчасти марксистская концепция человека).

ЧЕРНЫШЕВСКИЙ Николай Гаврилович (1828—1889) — философ, экономист, публицист, литературный критик, идейный глава революционно-демократического движения в России вто-рой половины 50-х — начала 60-х гг. Родился в Саратове в семье священника, учился в духовной семинарии. В 1851 г. заканчивает историко-филологиче-ское отделение Петербургского университета, преподает в саратовской гимназии, потом — в Пе-тербургском кадетском корпусе. Еще в студенческие годы изучает сочинения Гегеля и Фейербаха, Сен-Симона и Фурье, а позже — Смита, Рикардо, Конта, которые наряду с Герценом и Белинским оказали решающее влияние на его мировоззрение. В 1854 г. он защищает магистерскую диссер-тацию «Эстетические отношения искусства к действительности», в ней с материалистических позиций переосмысливает эстетику Гегеля. «Прекрасное есть жизнь», «жизнь выше искусства», которое воспроизводит действительность для ее объяснения, — это основные идеи диссертации. С 1856 г.

Чернышевский — один из редакторов журнала «Современник», став-шего идейным центром революционной демократии.

Здесь появляются его «Очерки гоголевского периода русской литературы» (1856) философское осмысление развития не только литературы, но и социальной жизни. Статьи Чернышевского, опубликованные, в «Современнике» до реформы 1861 г., призывают к ос-вобождению крестьян с землей. В 1862 г. он написал работу «Письма без адреса» (запрещена цензурой, впервые опубликована за границей П. JT. Лавровым), в которой убеждает, что реформа антинародна, а по-длинное освобождение крестьян может быть достигнуто путём революционного перехода к социализму. Чернышевский был сторонником не-капиталистического развития России, развития равноправных коллективистских отношений, прообраз которых он находил в сельской общине. В 1860 г. появляется основное философское произведение Черны-шевского — «Антропологический принцип в философии». Здесь он не только следует за Фейербахом, но идет дальше — к пониманию объек-тивных социальных условий, определяющих жизнь людей, их исто-рию. Он рассуждает о материальном единстве мира, о естественном взаимодействии человека с природой как основе сознания и социального суще-ствования. Он считает, что мышление, теоретическое познание должно опираться на чувственный опыт. — Он говорит о науке, в особенности естествознании, как двигателе общественного прогресса. В этике отстаивает теорию «ра-зумного эгоизма». В 1862 г. Чернышевский под арестом по подо-зрению в написании подрывной прокламации. Около двух лет его держат в Петропавловской крепо-сти. Здесь он пишет роман «Что делать?» (1863) о «новых людях», способных осуществить революционное преобразование России. Суд приговаривает его к каторге и ссылке. Начинаются долгие годы вынужденного молчания. Семь лет Чернышевский отбывает на каторжных работах, с 1871 г. он на поселении в Вилюйске, глухом уголке Сибири. В 1883 г. ему разрешают переехать в Астрахань, а за полгода до смерти — в родной Саратов. В понимании природы, сознания, общества, его истории Чернышевский стремился отстаивать материализм. Ему это не всегда удавалось. Так, историю он представляет как объективный процесс поступательного разви-тия общества. По его словам, это развитие зависит от «обстоя-тельств экономической жизни», «материальных условий быта». Он говорит о борьбе «сословия капиталистов» и «сословия работников» как «главном содержа-нии» истории буржуазного общества. Но одновременно утверждает, что «прогресс основывается на умственном развитии», а «основная сила прогресса — это наука». Об этом его статьи «Характер человеческого знания», «Критика философских предубеждений против общинного землевладения», «Франция при Людовике Наполеоне», «Общий характер элементов, производящих прогресс».

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЧЕЛОВЕК:

  1. 23. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАВИЛА ОПИСАНИЯ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО МЕТОДУ СЛОВЕСНОГО ПОРТРЕТА. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  2. СЕ ЧЕЛОВЕК
  3. ЧЕЛОВЕК
  4. Человек и общество
  5. ЧЕЛОВЕК
  6. Человек и миф
  7. 8. Человек и история
  8. Человек и душа
  9. О многомерности человека
  10. 2. Сущность человека
  11. Человек и познание
  12. 7. О призвании человека