<<
>>

Человек и миф

В отличие от многих других мудрецов и духовных наставников древнего Китая о Конфуции, на первый взгляд, известно очень многое. Прежде всего, он обладает настоящей биографией - хроники донесли до нас и даты его жизни и описания странствий по Китаю от двора одного правителя к другому, по записям его учеников можно увидеть и характер Конфуция - строго ментора и тонкого наставника, человека страдающего и твердого, чувствительного и непоколебимого.

И именно за счет этой кажущейся противоречивости и драматичности жизни этот человек, живший две с половиной тысячи лет назад, оказывается чрезвычайно обаятелен.

Не меньший драматизм образу Конфуция добавляет сама история его жизни, которая на первый взгляд, кажется абсолютно тривиальной для книжных людей того времени. В сущности, он был одним из многих служивых людей - ши, происходивших в основном из числа «малых домов» - разорившихся аристократических семей, некогда славных, но ныне не обладавших ни особой властью, ни тем более богатством.

Знаком их жизни становится само служение, причем смена господина, переезд от одного двора одного правителя к другому считалось нормой этого служения.

О себе Конфуций не любил рассказывать, а свой жизненный путь сумел описать в нескольких строках: «В пятнадцать лет я обратил свои помыслы к учёбе. В тридцать лет я обрёл самостоятельность. В сорок - сумел освободиться от сомнений. В пятьдесят лет я познал волю Неба. В шестьдесят лет научился отличать правду от лжи. В семьдесят лет я стал следовать желаниям моего сердца и не нарушал ритуала» (II, 4).

«Достигший высшей мудрости первоучитель Кун-цзы» - портрет канонизированного Конфуция из книги XIV в.

В этом высказывании - весь Конфуций как человек и как идеал традиции. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию «желаниям сердца» и добровольному соблюдению норм поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей китайской традиции. Его учение весьма многогранно: оно включает в себя совокупность духовных и социальных норм, которые передавались из поколения в поколение на протяжении почти 2,5 тыс. лет. Правила эти касались воспитания человека, определяли его поведение в семье, на службе и в обществе, устанавливали способ мышления. До сих пор именно конфуцианство служит тем источником, из которого исходит огромный духовный заряд, свойственный всей китайской нации. If

A

<< | >>
Источник: Алексей Александрович Маслов. Тайный код Конфуция. 2002

Еще по теме Человек и миф:

  1. МИФ
  2. Миф 1. Стерпится-слюбится
  3. МИФ
  4. ПР: миф и реальность
  5. 3. Миф о «зрелой» корпорации
  6. Нет, Макдональд – не миф
  7. Миф 2. Секс заключается только в половом акте
  8. Идеальная семья – миф и реальность
  9. Миф 4. Главное в семье – дети
  10. 23. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАВИЛА ОПИСАНИЯ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО МЕТОДУ СЛОВЕСНОГО ПОРТРЕТА. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
  11. Миф 1. Цель секса состоит только в продолжении рода
  12. Миф 3. Целомудрие состоит в полном отказе от секса
  13. Миф 2. Все было бы хорошо, если бы не теща
  14. Миф 3. При плохих отношениях рождение ребенка укрепит семью
  15. Бизнес и Советский Союз. Советский бизнесмен: миф или реальность?
  16. Душа человека
  17. ЧЕЛОВЕК
  18. СЕ ЧЕЛОВЕК