ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822—1885) — естест-воиспытатель, философ, социолог
Родился в с. Оберец Орловской губернии. Получил степень магистра ботаники на естественном факультете Петербургского университета. Примкнул к кружку Петрашевского и за принадлежность к нему был посажен на сто дней заключения в Пет-ропавловской крепости.
Начиная с 1853 г. неоднократно направлялся в экспедиции по изучению состояния рыбных запасов в различных регионах России. Войдя в состав Совета Министров государственных иму- ществ, принял активное участие в выработке законов, которые регули-ровали состояние рыбных богатств страны вплоть до начала XX в. Ос-новной труд «Россия и Европа» был завершен в 1869 г. В нем он разрабо-тал ставшую впоследствии знаменитой теорию культурно-историче- ских типов. Культурно-исторический тип — это целостная система, определяемая культурными, психо-логическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по духу и языку народов. Данилевский выделяет ряд культурно-исторических типов, таких, как египетский, китайский, ассиро-вавилонский, еврейский, греческий, римский и др. Некоторые из них завершили свое суще-ствование, другие находятся в одной из фаз своего развития. Особое внимание Данилевский уделяет романо-германскому (запад-ноевропейскому) и славянскому типам. Последний еще находится в стадии формирования. По Данилевскому, отнюдь не обязательно, чтобы все страны и народы проходили в своем развитии одни и те же этапы, например рабовладение, феодализм, капитализм и т. п. В этом смысле единой истории человечества не существует, а есть история возникновения, развития и упадка отдельных культурно-исторических типов. История человечества складывается из своеобразной истории от-дельных культурно-исторических типов. Представление же о единых для всего мира стадияхразвития, по Данилевскому, есть не-правомерный перенос особенностей истории Западной Европы на весь мир. Историческую миссию России он видит в заботе о сохранении и развитии славянского культурно-исторического типа. Западная Европа враждебна России и славянству, поэтому необходимо крепить солидарность славянских народов в борьбе со стремлением Запада уничтожить, подчинить или ассимилировать сла-вян. Книга Данилевского, переизданная несколько раз после его смерти его другом издателем Н. Страховым, вызвала оживленную дискуссию. К числу наиболее ярост-ных критиков концепции Данилевского принадлежал Вл. Соловьев. Концепция культурно-исторических типов явилась предшественницей концепции локальных цивилизаций, разработанной в XX в. О. Шпенглером и А.Тойнби.
Еще по теме ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822—1885) — естест-воиспытатель, философ, социолог:
- ГРОТ Николай Яковлевич (1852-1899
- ХАБЕРМАС Юрген (р. 1929) — немецкий философ, социолог и культуролог
- ХОРКХАЙМЕР (Horkheimer) Макс (1895-1973) - немецкий философ и социолог
- КАВЕЛИН Константин Дмитриевич (1818-1885
- ЧААДАЕВ Петр Яковлевич
- ЧААДАЕВ Петр Яковлевич(1794—1856) — русский мыслитель и публицист
- КАРЕЕВ Николай Иванович (1850-1931
- Николай Стариков. Кризис: Как это делается, 2009
- Николай Гартман
- БЕРДЯЕВ Николай Александрович
- СТАНКЕВИЧ Николай Владимирович (1813-1840
- СТРАХОВ Николай Николаевич (1828-1896
- БУХАРИН Николай Иванович (1888-1938
- ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич (1870-1965
- СОЦИОЛОГИЯ
- КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus) Николай (1473-1543
- ХОЛОДНЫЙ Николай Григорьевич (1882-1953) - украинский биолог
- ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ
- СОЦИОЛОГИЯ