<<
>>

Das MAN


(нем. Man — неопреде- ленно-личное местоимение) — поня-тие, введенное в "Бытии и времени" Хайдеггера (1927) при анализе не-подлинного существования человека. Хайдеггер отмечает, что сущест-вует такая озабоченность настоя-щим, которая превращает человече-скую жизнь в "боязливые хлопоты", в прозябание повседневности.
Основная черта подобной заботы — ее нацеленность (как практически-дея-тельного, так и теоретического мо-ментов) на наличные предметы, на преобразование мира. С одной стороны, сама эта нацеленность анонимна и безлика, с другой — она погружает человека в безличный мир (М.), где все анонимно. В этом мире нет и не может быть субъектов действия, здесь никто ничего не решает и поэтому не несет никакой ответственности. Анонимность М. "подсказы-вает" человеку отказаться от своей свободы (толпа как выразитель М. не принимает осмысленных решений и не несет ни за что ответственности) и перестать быть самим собой, стать "как все". Мир М. строится на прак-тике отчуждения; в этом мире все — "другие", даже по отношению к самому себе человек является "другим"; личность умирает, индивидуальность растворяется в усредненности. "Мы наслаждаемся и забавляемся, как наслаждаются; мы читаем, смотрим и судим о литературе и искусстве, как видят и судят; мы удаляемся от "толпы", как удаляются; мы нахо-дим "возмутительным" то, что находят возмутительным." Главная характе-ристика мира повседневности — это стремление удержаться в наличном, в настоящем, избежать предстоящего, т. е. смерти. Сознание человека здесь не в состоянии отнести смерть (конечность, временность) к самому себе. Для повседневности смерть — это всегда смерть других, всегда от-странение от смерти. Это приводит к размытости сознания, к невозмож-ности обнаружить и достичь своей собственной сущности (самости). Повседневный способ бытия харак-теризуется бессодержательным го-ворением, любопытством и двусмыс-ленностью, которые формируют "обреченность миру", растворение в совместном бытии, в среднем. Попытка вырваться из беспочвенности М., прояснить условия и возможности своего существования, может осуществляться лишь благодаря совести, которая вызывает существо человека из потерянности в аноним-ном, призывает человека к "собст-венной способности быть самостью".
В. Н. Семенова
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме Das MAN:

  1. Das MAN (нем. man - неопределенно-личное местоимение)
  2. САМОСТЬ
  3. Иллюстрации
  4. ОККАМИЗМ
  5. ВЕРМАХТ (Wehrmacht, от Wehr - оружие, оборона и Macht - сила
  6. ФИРМЫ С ПРЯМЫМ ДОСТУПОМ К ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ
  7. САМОСТЬ
  8. Более 50 крупнейших западных управляющих заработало в кризисный 2008 год от 20 до 60 % годовых
  9. How To Make Money With This Guide
  10. Trudy Gilbert Elite Introductions International
  11. 13.6. Угрозы, обязательства и вероятность
  12. Peter Bond Line energy
  13. ХАБЕРМАС Юрген (р. 1929) — немецкий философ, социолог и культуролог
  14. ЮНГ (Jung) Карл Густав
  15. Andrew McManus Andrew McManus Presents
  16. ГИПЕРИНФЛЯЦИЯ (от греч. Иурйг - над, сверх и лат. inflatio - вздутие
  17. Penny Spencer Spencer Travel
  18. 2.1. Структура модели человека в социально-экономических системах
  19. БЛОКАДА