<<
>>

ДЕИЗМ

(лат. deus — бог) — фило-софская парадигма синтеза сциен- тистски ориентированного рациона-лизма и идеи Бога. Согласно Д., Бог, выступая в качестве трансцендентного Абсолюта по отношению к миру, осуществляет креационный акт как исходное чудо начала (причине-ния) мира (семантическая фигура акта Божественного "первотолчка"), не вмешиваясь впоследствии в его дальнейшее разворачивание, проте-кающее по сообщенным ему изна-чально разумным законам.

Соответ-ственно, в качестве семантически акцентрированных доказательств бытия Божьего в Д. выступают, в первую очередь, космологическое и, отчасти, телеологическое, актуализируя в Д. идею предустановленной гармонии. Д. противостоит — в плане осознанной оппозиции —¦ теизму как основанному на презумпции предельной персонификации Бога, кон-цепции диалогичности отношений человека с Богом (концепция откро-вения) и идее теургии (лат. theour- gyia — боготворчество) как чудодей-ственного вмешательства Бога в мир, а также — объективно — пантеизму и атеизму.
Семантическим центром и исходным пафосом Д. выступает смена теургической парадигмы ин-терпретации мира как перманентного чуда на парадигму трактовки бытия как развивающегося по разумным законам, имеющего внутреннюю логику ("разумное начало") эволюции, а потому открытого для рациональ-ного осмысления и познания. Согласно Д., познавательный процесс также фундирован изначально заложенным в человека Богом и — применительно к индивиду — врожденным "разум-ным началом" и ориентирован на по-стижение четырех ступеней истины: 1) онтологически трактуемая истина как самотождественность объекта ("истина вещи"), 2) феноменологически трактуемая истина как со-гласованность явления и сущности ("истина явления"), 3) логически трактуемая истина как соответствие содержания понятия своему денотау ("истина понятия"), 4) гносеологи-чески трактуемая истина как "пра-вильное рассуждение о вещах" ("истина разума").
Как оформленное и рефлексивно осознающее свои основания направление философской мысли Д. возникает в контексте ев-ропейской традиции Просвещения. Основоположник — английский философ и политик — дипломатический деятель — лорд X. Ч. Чербери (1583— 1648), сформулировавший в "Трактате об истине" (1624) основные принципы Д. как "естественной ре-лигии" ("религии разума"): сущест-вует Абсолют как трансцендентный миру и безличный, и существует воз-даяние за земную жизнь в загробном мире (онтологические принципы); Абсолют должно чтить, и лучшим способом сделать это является праведная жизнь ("добродетель и бла-гочестие"), а в качестве искупления грехов выступает раскаяние (этические принципы). Максимальное влияние и распространение Д. относится к 18 в. Возник и был популярен в Англии (Дж. Пристли, Толанд, А. Коллинз, М. Тиндаль, А. Шефт- сбери, Болингброк, и др.), Франции (Вольтер, отчасти Руссо), Германии (Лейбниц, Лессинг и др.), а также США (Т. Джефферсон, Б. Франклин, И. Аллен и др.) и России (М. В. Ло-моносов и некоторые декабристы: И. Д. Якушкин, А. П. Барятинский, П. И. Борисов, Н. А. Крюков и др.). Рефлексивному мета-анализу феномена Д. посвящены специальные работы Юма ("Диалоги о естественной религии", 1779) и Канта ("Религия в пределах только разума", 1793). Традиционно связываясь с идеоло-гией Просвещения, семантическая парадигма Д., однако, имеет глубокие корни в европейской традиции и может быть обнаружена — в раз-личных своих модификациях — уже в средневековой культуре, где типо-логическим коррелятом гносеологи-ческой установки Д. (вне проблемы интерпретации бытия Божьего) выступает концепция "двойственной истины" (см. Схоластика). Практи-чески изоморфная Д. семантическая структура может быть зафиксирована и в традиции древнегреческой фи-лософии, а именно в рамках натур-философских моделей космогенеза, мыслящих творческое мировое начало (Логос у Гераклита, Нус у Анаксагора и др.) в качестве инициирующего космический процесс и не оказыва-ющего на него в дальнейшем детер- минационного влияния (см.раздел "Техноморфная модель космического процесса" в статье Античная фи-лософия).
Внутренняя парадоксальность Д., вдохновленного в своем возникновении когнитивным пафо-сом сциентизма, заключается в том, что при последовательно логическом движении внутри своей системы координат Д. приходит к идее об ограни-ченности познавательных возможностей разума и необходимости — при постижении Абсолюта — подкрепле-ния рациональных усилий интуитив-ным "одобрением сердца" ("Д. чувства" Руссо). Несмотря на эту противоречивость, Д. оказался экзистенциально значимым для интеллектуалов фено-меном, выступая в новоевропейской культуре важнейшим инструментом если не преодоления в индивидуальном сознании фундаментального для западного менталитета дуализма (см. Дуализм), то — по крайней мере — конституирования целостности самосознания в условиях этого дуа-лизма: по оценкам Руссо, вне системы Д. "я буду жить без утешения (т. е. вне открываемой Д. перспек-тивы когнитивного оптимизма. — М. М.) и умру без надежды (т. е. вне открываемой Д. перспективы вечной жизни. — М. М.) ...Я стану несчаст-нейшим созданием". (См. Автор, Де-миург.)

М. А. Можейко ван ДЕЙК (van Dijk) Тойн А. (р. 1943) — голландский ученый, специалист по исследованиям дис-курса (см. Дискурс). Профессор ам-стердамского университета, в настоящее время работает на должности профессора в университете Помпо Фабра, Барселона, Испания. Почетный доктор университетов Буэнос- Айреса и Тукума, Аргентина. В 1967 получил диплом об окончании От-крытого университета г. Амстердам по специальности "французский язык и литература", в 1968 — амстердам-ского университета по специальности "литературная теория". В 1972 защитил в амстердамском университете докторскую диссертацию по те-ме "Некоторые аспекты грамматики текста". После непродолжительной работы в области литературной тео-рии начал работать над развитием идей грамматики текста, утверждая, что в качестве фундаментальной единицы функционирования языка и грамматики следует рассматри-вать не предложение, а текст как це-лостное образование. В рамках этой работы Д.

разработал теорию внутритекстовой связи, а также осмыс- лил понятие "макроструктура", имеющее непосредственное отношение к глобальному значению (содержа-нию) и основной теме текста. Книга Д. "Текст и контекст" (Лондон, 1977) содержит его основные идеи по грамматике текста. Уделяя большое внимание изучению семантики дискурса, Д. внес значительный вклад в изучение прагматики дискурса, введя в исследовательский оборот понятие "макроуровневый речевой акт". Часть работ Д. по дискурс-прагматике были впоследствии опубликованы в его книге "Прагматика дискурса" (Берлин, 1981). С 1974 фокус внимания Д. перемещается на проблемы психологии текстового воспроизводства. Данные исследования осуще-ствляет в сотрудничестве с В. Кин- чем (W.Kintsch) из университета Колорадо, Булдер, США. В своей совместной книге "Стратегии пони-мания дискурса" (Нью-Йорк, 1983) авторы предложили "стратегический" подход к ментальным процес-сам и репрезентациям, вовлекаемым в речепроизводство и восприятие. В данной книге было также уделено внимание понятию "модель ситуации", определяемому как ментальная репрезентация событий, о которых ведется речь в тексте: понимание текста изначально означает, что ре- цепиент создает ментальную модель событий, о которых повествует текст. В 1980 начинает работу над долго-срочным исследовательским проектом, посвященным дискурсу и расизму. Целью этого проекта явилось описание того, как говорит, пишет и думает о других (иммигрантах, на-циональных меньшинствах и беженцах из неевропейских стран) белый европеец. В данном проекте было уделено внимание изучению каж-додневных бесед и повествованию соответствующих историй, газетным новостям, учебникам среднеобразо- вательных школ, научной речи, по-литическому дискурсу (особенно парламентским дебатам) и корпоративному дискурсу. Основными книгами, опубликованными в рамках этого проекта, явились: "Предрассудки в дискурсе" (Амстердам, 1984), "Коммуницирование расизма" (Лондон, 1987), "Расизм и печать" (Лондон, 1991), "Дискурс элиты и расизм" (Лондон, 1993).
Вместе с Р. Водак (R.Wodak) редактировал книгу о роли известных европейских политиков в воспроизводстве (анти-) расизма: "Расизм наверху" (Клагенфурт, 2000). Наиболее часто изучаемый жанр — новости печатных СМИ. В своих книгах "Новость как дискурс" (Нью-Йорк, 1988) и "Анализ новостей" (Нью-Йорк, 1988) предлагает теорию глобальных структур новостных репортажей, а также исследование области понимания и запоминания новостных репортажей. В вышеупомянутой книге "Расизм и печать" демонстрируется то, как средства коммуникации становятся частью воспроизводства тех или иных идеологий. С середины 1990-х принимает участие в новом проекте: изучение отношения между дискурсом и идеологиями. Основной тезис первой из четырех задуманных книг — "Идеология" (Лондон, 1998) — заключается в том, что идеологии суть фундаментальные (аксиоматические) верования группы. В 2000 начал работу над следующей книгой этой серии с рабочим названием "Социальное познание и идеология". Для того чтобы пропагандировать изучение дискурса, выступил главным редактором четырехтомного издания "Справочник по дискурс-анализу" (Лондон, 1985), а позднее — двух-томного издания "Изучение дискурса" (Лондон, 1997). В последние годы (после 1995) присоединился к интеллектуальному движению, по-лучившему название "Критический дискурс-анализ". Д. также основатель и редактор нескольких научных газет: "Поэтика", "Текст, дискурс и общество", "Дискурс-исследования". Часто выступает с докладами во мно-гих странах (особенно Латинской Америки и в Испании). Книги Д. в большинстве своем переведены на испанский язык, а также часть книг переведена на русский, китайский, португальский и др.

Тейп A. Van Dijk ( пер. И. Ф. Ухвановой-Шмыговой )

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ДЕИЗМ:

  1. ДЕИЗМ
  2. Антитринитарное движение и возникновение деизма
  3. АТЕИЗМ
  4. МЕХАНИЦИЗМ
  5. СОЦИНИАНСТВО
  6. ПАНТЕИЗМ (от греч. pan — все и Teos — Бог
  7. ДЕЗИНФОРМАЦИЯ
  8. СОЦИНИАНСТВО
  9. Религия как разрешение всех противоречий человеческого существования
  10. НАТУРАЛЙЗМ (от лаг. naturalis — естественный, создан-ный природой
  11. ТЕУРГИЯ (греч. theos - бог, ergon - работа; букв. - боготворчество
  12. Социально-философские и общественно-политические идеи Локка