<<
>>

DEJA-VU (Дежа-вю

(фр. "уже виденное") —

В психологии — ложное воспоминание (обман памяти, парамнезия).

В модернизме (см. Модернизм) — художественный прием, построенный на ассоциативной связи некоторого феномена (по тому или иному, но чаще всего — визуально-геш- тальтному критерию) с феноменом, имевшим место в прошлом (классическим образцом D.

V. в кинематографии, например, считается повтор в силуэте ночных небоскребов силуэта горного массива в "Кинг-Конге").

В постмодернизме (см. Постмодернизм) — парадигмальная уста-новка на переживание наличного культурного состояния в качестве исключающего какую бы то ни было претензию на новизну (принцип "всегда уже", в терминологии Деррида). По вопросу восприятия и оценки прошлого, таким образом, постмодернизм аксиологически оп-позиционен модернизму. Последний артикулирует себя как авангардизм (см. Авангардизм) и решительно отсекает саму идею какой бы то ни было (не только детерминационной, но даже любой, пусть и не являющейся содержательной) связи с прошлым (негативное отношение к классике демонстрируют программные концепции практически всех направлений модернизма: в диапазоне от простого неприятия ее традиций в экспрес-сионизме и кубизме — до агрессив- ноэпатажных форм борьбы с традициями в футуризме (см.

Футуризм), дадаизме (см. Дадаизм), "авангарде новой волны", искусстве pop-art). Типичной в этом отношении является эстетическая концепция дадаизма, чьи манифесты провозглашают: "Дада — это революция и отсутствие начала... Стихи, которые ставят перед собой целью ни много ни мало, как отказ от языка" (X. Балль); "Нет! Нет! Нет! ...Дадаизм не проти-востоит жизни эстетически, но рвет на части все понятия этики, культуры и внутренней жизни" (Р. Хюль- зенбек) и т. д. Таким образом, согласно оценке Эко, "авангардизм... пытается рассчитаться с прошлым.
...Авангард разрушает прошлое". В отличие от этого, позиция постмодернизма в отношении прошлого — радикально иная. И в основе ее лежит эксплицитно высказанная кон-статация: все уже было, — было в смысле онтологической событийности (знаменитое "ничто не ново под луной" в новой аранжировке), было в смысле спекулятивном (обо всем уже сказано, написано, спето и снято), было, наконец, в смысле программно-методологическом (обо всем не только сказано, но — после модернистских инновационных изысков — сказано всеми возможными способами). По саркастическому за-мечанию Г. Гросса (и в данном случае важно иметь в виду его не пост-, но модернистскую ориентацию), "у не-оклассиков есть только "Три яблока" Сезанна, которыми — видит Бог — уже питалось все предшествующее поколение". Итак, постмодерн, по собственной рефлексивной оценке, попадает под власть прошлого: "прошлое ставит нам условия, не отпускает, шантажирует нас" (Эко). Не случайно в одной из ранних кон-цептуальных работ по постмодернизму Б. О'Догерти характеризует последний посредством идиомы Katzenjammer, которая в немецком языке означает утренний синдром похмелья post-factum. Таким образом, фигура D. V. в культурной ситуации постмодерна обретает не только универсальный, но и пара- дигмальный статус. Однако, если в модернизме подобная ситуация означала бы тупик, конец традиции, ибо под вопрос была поставлена сама возможность творчества, чьим непременным условием были новаторство и оригинальность (ср. у В. Полякова в России: "Песни спеты, перепеты — // Сердце бедное, молчи..."), то для постмодернизма здесь открывается радикально иная перспектива. По-зитивный потенциал постмодерна как раз и заключается в конструировании им способа бытия в условиях культурно-символической вторич- ности означивания и способа творчества в условиях невозможности сказать то, что еще не было сказано (процесс творчества как перманентное сталкивание автора с ситуацией D. V. зафиксирован уже у Борхеса (см. Борхес): "Взялся переделывать- Посещало странное чувство, что все это уже было"). Способ этот заключается в эксплицитном,программ-ном признании того факта, что новация в традиционном (абсолютном) ее понимании в принципе невозможна, однако само это признание своей неоригинальности, фундированное иронией кай парадигмальной пре-зумпцией, может стать базисом и актом творчества. Как пишет Эко, "ответ постмодернизма модернизму состоит в признании прошлого: раз его нельзя разрушить, ведь мы тогда доходим до полного молчания, его нужно пересмотреть — иронично, без наивности" (см. Ирония). (См. также Постмодернистская чувствительность, Ирония, Коллаж, Пастиш, Переоткрытие времени.)

¦М. А. Можейко

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме DEJA-VU (Дежа-вю:

  1. ПОСТМОДЕРНИЗМ
  2. ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ
  3. ПОСТИСТОРИЯ
  4. ИНТЕРСУБЪЕКТИВНОСТЬ
  5. ПЕРЕНЕСЕНИЕ
  6. Авторы статей
  7. § 3. Субъекты финансового права
  8. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  9. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  10. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства
  11. Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения
  12. § 1. Общая характеристика и виды финансово-правовых норм
  13. § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности и классификация
  14. § 3. Система финансового права
  15. § 4. Источники финансового права
  16. § 2. Принципы финансового права
  17. Глава 3. Финансовое право Российской Федерации как отрасль российского права
  18. § 1. Понятие, предмет и методы финансового права
  19. § 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и местного самоуправления