<<
>>

ДЕКАБРИСТЫ

— организаторы неудавшегося вооруженного мятежа в России в декабре 1825, последние исторические представители эпохи "беспредела" императорской гвардии в России 18 — начала 19 вв.

(смерть Петра III, Павла I и т. д.), де-ятели второго этапа российского революционного движения. (Вопреки распространенному представлению, к первому этапу этого движения правомерно относить события так называемых "крестьянских войн" в России 17—18 вв. Провоцируя поддержку стихийно бунтующих крестьянских масс, их организующее и направляющее ядро — как правило, кадровые военные, стрельцы и казачество — провозглашали требования "воли", уравнительного передела собствен-ности и т. д.) Движение Д., инициированное массовым ознакомлением российской военно-политической элиты с европейскими порядками в ходе антинаполеоновских войн, ошибками и просчетами администрации Александра I, творчеством отечественных и зарубежных диссидентов и вольнодумцев, экономической си-туацией залога большинства дворянских имений в Государственный банк, обусловило формирование ряда значимых интенций российской мен- тальности 19—20 вв.
Нравственно- героический пафос индивидуального самопожертвования и осознанного трагичного выбора своей судьбы представителями движения Д. в ис-торической ретроспективе оказался неизмеримо значимее потенциального резонанса практически любого подавленного выступления военных в истории человечества. Оказавшись, очевидно, несостоятельным (нередко вполне осознанно) в прагматически- политических "измерениях" своей деятельности (отсутствие многомерной и разновекторной программы преобразований, аристократическая нерешительность в жесткой ситуации мгновенного "силового" противостояния, результировавшаяся в осмысленном дистанцировании от любых перспектив люмпенско-городского и крестьянского бунта, и — главное — полная неготовность к какому-либо прогнозированию последствий успеха своей радикальной акции), движение Д., тем не менее, выступило источником тектонических сдвигов в структуре российского общества и его духовной культуры.
Причем эти интеллектуальные и общественные новации оказались значимыми как для радикального, так и для консервативного крыла отечествен-ного социума: 1) Воспроизведение в новых исторических условиях (ана-логично Петру I) и перспективная общественная ретрансляция идеи о том, что Россия — страна, выпав-шая из европейского исторического времени и приговоренная к стремлению синхронизироваться с ним. 2) Убежденность в позитивной осу-ществимости для России исключи-тельно процедур "революции сверху", отказ от привлечения народа к разрешению конфликтов различ-ных групп правящего класса. (Ср. с идеей "новой полиции" или "Высшего благочиния" П. Пестеля: "Высшее благочиние... охраняет правительство, государя и государственные со-словия от опасностей, могущих угрожать образу правления, настоящему порядку вещей и самому существо-ванию гражданского общества или государства... требует непроницаемой тьмы и потому должно быть по-ручено единственно государственному главе сего приказа, который может оное устраивать посредством канцелярии, особенно для сего предмета при нем находящейся". По Пестелю, имена чиновников "Высшего благочиния" "не должны быть нико-му известны, кроме государя и главы благочиния". Далее, по мысли Пестеля, "тайные розыски, или шпионство, суть посему не только поз-волительное и законное, но даже надежнейшее и, можно сказать, единственное средство, коим высшее благочиние поставляется в возможность достигнуть предназначенной ему цели... содержание жандармов и жалование их офицеров должно быть втрое против полевых войск, ибо сия служба столь же опасна, гораздо труднее, а между тем вовсе неблагодарна".) 3) Как следствие, уяснение того, что программы про-игравшей стороны неизбежно наде-ляются народной молвой всеми теми публичными чаяниями, которые четко не сформулированы ни харизматическими пророками-проповед- 276 Декадентство

никами, ни профессиональными политиками. Как практический результат — легитимизация практики тотального замалчивания в контролируемых властью средствах массовой коммуникации идеологии и идеалов опальных и побежденных (Д. во второй четверти 19 в., небольшевист-ские социал-демократические и народные партии во второй четверти 20 в., участь Сахарова в 1970—1980-х и т. п.). 4) Культовая традиция оценок значения движения Д., особо акцентированная уникальным фе-номеном жизненного пути жен и невест Д. Формирование в России в середине 19 в. нетрадиционного общественного слоя — разночинной интеллигенции — в значимой мере было обусловлено дискурсом миро-воззрения Д.

А. А. Грицанов, А. И. Мерцалова

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ДЕКАБРИСТЫ:

  1. ДЕКАБРИСТЫ
  2. 43. Политическая программа декабристов (Северное общество, Южное общество)
  3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
  4. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич(1794—1856) — русский мыслитель и публицист
  5. 3. Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность
  6. ЧААДАЕВ Петр Яковлевич
  7. ДЕИЗМ
  8. Старомодные отношения снова в моде
  9. Отчего плачут богатые
  10. ЦИЦЕРОН (Cicero) Марк Туллий (106-43 до н.э.) - римский политик, философ, оратор
  11. 1. Истоки отечественной философии
  12. ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА теория