ДЕМИУРГ
(греч. demiourgos — "творящий для народа", т. е. ремес-ленник, мастер-создатель) — субъект миротворения в теологических, религиозно-философских и ранне- натурфилософских космогониях.
В философский оборот термин "Д." был исходно введен в античной на-турфилософии (Филолай, Критий и др.) для выражения творческого характера космогенеза; использован Платоном для интегрального обозна-чения идеальных сущностей, высту-пающих в качестве инициирующих факторов космогенеза, и структурирующих косную материю начал:282 Демографический взрыв
от "нуса" у Анаксагора и "ума" у Крития — до комплекса целевой и формальной причин у Аристотеля. В отличие от архаических мифологий и натурфилософии Востока, ориенти-рованной на презумпцию спонтанности космогенеза, западная культурная традиция осмысливает становление космически оформленного мирозда-ния не как самопроизвольный процесс, но как продукт целеполагаю- щей деятельности, что предполагает фиксацию субъекта последнего. Это связано с тем, что если аграрная ори-ентация традиционных восточных обществ предполагала использование объективных результатов спон-танных процессов (см.
древнекитайскую пословицу "не тяни, торопя, лук за перья"), то для ремесленной Греции, где мастер-демиургос творит вещи, напротив, характерен культурный пафос активного преоб-разования (при строительстве дороги мастера не "обходили" гору, но прорубали ее насквозь или делали ступеньки). Соответственно этому в восточных культурах при осмысле-нии структуры деятельности акцент падает на объектно-предметную ее составляющую (превращение пред-мета в продукт по законам приро-ды), а в древнегреческой — на субъ-ектную (целеполагающий субъект). (Это находит свое выражение даже в языковых структурах: в древнеки-тайском вэньянь основную функцио- нально-семантическую оппозицию составляют имя и предикатив, т. е. предмет и изменение его свойств, в то время как в древнегреческом языке — имя и глагол, т. е. субъект и осуществляемое им действие.) В контексте характерной для клас-сических когнитивных стратегий Запада апелляции к внешней причине как финальной объяснительной презумпции оформляется установка на трактовку даже внешне спонтан-ных процессов посредством фигуры так называемого примысленного субъекта (см. Автор), выступающего по отношению к космосу в качестве Д. В контексте античного гилемор- физма (см. Гилеморфизм) Д. высту-пает одновременно и как субъект ко- смотворения, понятый в качестве привносящего в гештальтирующую форму сырьевой материал (техно- морфная модель космогенеза — см. Античная философия), и как творец мироздания, понятый в каче-стве "отца мира", производящего мироздание (посредством внесения в косную материю эйдоса) по образу и подобию своему. (В последнем случае отчетливо обнаруживает себя унаследованный античной филосо-фией от мифа антропоморфный гене- тизм: например, Платон, выделяя в качестве необходимых компонентов креационного акта "то, что рож-дается, то, внутри чего совершается рождение, и то, по образу чего возра-стает рождающееся", полагает, что "воспринимающее начало можно уподобить матери, образец — отцу, а — промежуточную природу — ребенку".) Исходная этимология по-нятия "Д." полностью сохранена в натурфилософском контексте: творе-ние мира понимается как его оформле-ние (организация, космизация хаоса), где наряду с действующим субъектом необходимым компонентом процесса выступает исходный преобразуемый материал (центральная для греческой философии оппозиция материи и формы). В противоположность этому, в контексте гностицизма Д. переос-мысливается как создатель материи, т. е. отягощенного злом недуховного (и, следовательно, греховного) начала. В учении греко-израильского мыс-лителя Филона Александрийского (28/21 до н. э. — 41/49), выступающем в качестве промежуточной стадии между язычеством и христианством, платоновское учение об идеях встречается с библейским теизмом, задавая тенденцию переосмысления полуметафорического демиургоса- ремесленника античной философии в Д.-Творца. Теистически артикулированный Д. принципиально отли-чается от натурфилософского деми- ургоса: во-первых, он творит мир из ничего, не нуждаясь для осуществления креационного акта в каком бы то ни было исходном субстрате, и, во-вторых, творение, в отличие от подчиненного определенным законо-мерностям — типа гераклитовского "логоса" — космоса реализуется как абсолютно свободный процесс вне какой бы то ни было внешней детер-минации (вплоть до отказа схоластики от идеи творения "по разуму Бо-жьему": согласно позиции Иоанна Дунса Скота, Господь творит мир "по воле своей", т. е. вне каких бы то ни было ограничений со стороны рацио-нальных правил Разума). Тождество сущности и существования в этом контексте признается лишь за Богом, в тварном же мире сущность предшествует существованию (в разуме Творца) и даруется свыше (принцип "экземпляризма сотворенного" у Августина). Презумпция Д. как финального объяснительного принципа входит в фундаментальные основания культуры западного канона, задавая интенцию на пони-мание детерминизма в качестве внешней принудительной каузаль-ности: наглядным примером этого может служить концептуальная матрица деизма как позволяющая со-хранить презумпцию Д. в контексте атеистически ориентированного ми-ровоззрения. Лишь в контексте не-классической и постклассической европейской культуры оформляется вектор отказа от зафиксированной в фигуре Д. имплицитной презумп-ции принудительной каузальности (и, соответственно, проясненности предельных основ и принципов ми-роздания посредством указания на Д. как его исходную "причину"): концепция "смерти Бога" в протес-тантском модернизме, основанная на том постулате, что человечество достигло своего рода "совершенноле-тия", позволяющего ему отказаться от фигуры Д. как эвфемической за-мены признания непознанности ис-ходных принципов бытия (Д. Бон- хеффер); концепция "смерти Бога" в современной философии постмодернизма как фундированная новым, нелинейным, понимание детерми-низма, предполагающим радикальный отказ от презумпции внешней каузальности (см. "Смерть Бога", Неодетерминизм, Нелинейных ди-намик теория).М. А. Можейко
Еще по теме ДЕМИУРГ:
- ДЕМИУРГ
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- КОСМИЗМ
- Социальное пространство
- ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец
- ПАРАДИГМА
- 2. Исторические типы мировоззрения
- ТВОРЧЕСТВО
- ГИЛЕОМОРФИЗМ
- ЭЙДОС (греч. eidos - вид, образ, образец
- Социальный критицизм и антииндивидуализм Мора.
- Платону
- Физический и умственный труд в Утопии
- КРЕАЦИОНИЗМ
- ЭЙДОС
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- ГИЛЕМОРФИЗМ
- 2. Философия неоплатонизма
- СОФИЯ (греч. sophia - мастерство, знание, мудрость
- ОТ АВТОРА