<<
>>

ДЕНОТАТ

(лат. de-notation — обозначение) — множество онтологически артикулированных предметов, обозначаемых данным именем. Денотативный процесс есть отношение имени к предмету безотносительно к его свойствам, в отличие от конно- тативного (см.

Коннотация) процесса, сопровождающегося не только указанием на предмет, но и обозна-чением его отличительных свойств. Д. (значение) и смысл (концепт его Д.) служат, согласно Карнапу, экс- пликатами понятий "означение" (denotation) и "соозначение" (conno-tation) у Милля. Не всякому Д. можно поставить в соответствие объект внеязыковой реальности. Среди эм-пирических объектов внешнего мира отсутствует Д. выражений типа "круглый квадрат", "женатый холостяк", "несжимаемая жидкость", "птичье молоко" и др. Количество репрезентируемых именем объектов (десигнатов) находится в зависимос-ти от смысла имени — от одного до бесконечности ("первый космонавт", "космонавт", "число 7", "целое чис-ло" и др.). В зависимости от коли-чества десигнатов имена делятся на: 1) нулевые — не имеющие ни одного десигната ("чемпион мира по шахматам 1814 года", "Король Республики Беларусь" и др.); 2) единичные — имеющие один десигнат (Ньютон, "создатель периодической системы химических элементов" и др.); 3) общие — имеющие более одного десигната ("студент", "доцент") и др.
Д. имени определяется также как мно-жество десигнатов, которое актуально обозначено данным именем в конкретном контексте. В Д. объем имени может быть репрезентирован полностью, частично или отдельным де-сигнатом, что определяется контекс-том, в котором употребляется имя (например, в высказывании "Ромб является параллелограммом" имя "ромб" обозначает класс предметов, следовательно, согласно структуре выражения, признак не относится к каждому индивидуальному объекту, в высказывании "Ромб есть рав-носторонний параллелограмм" при-писываемый признак относится к каждому десигнату имени "ромб", в высказывании "Некоторые ромбы — квадраты" посредством ука-занного признака характеризуется некоторая часть десигнатов данного имени).
Понятие "Д." как "предмет-ное значение имени" ввел в логичес-кий тезаурус Фреге в статье "О смысле и значении" ("Смысл и денотат", 1892). Осуществляя радикальную абстракцию с целью формализации дедуктивных систем, он структури-ровал понятие знака, который "(будь то слово, словосочетание или графи-ческий символ) может мыслится не только в связи с обозначаемым, т. е. с тем, что можно назвать денотатом знака", но и в связи с тем, что можно назвать его смыслом. Каждое собст-венное имя (слово, знак, соединение знаков, выражение), согласно его ут-верждению, имеет значение и смысл. Значение, или Д., имени он отожде-ствлял с предметом (номинатом), обозначаемым данным именем, смысл имени трактовал как информацию, которая содержится в имени. Два выражения могут иметь одно и тоже значение, но разный смысл, если эти выражения различаются по структуре (например: "7" и "5+2"). Важней-шими принципами теории именования Фреге являются: 1) принцип взаимозаменяемости (замещения), т. е. выражения, обозначающие один и тот же объект, могут взаимозаме- няться во многих контекстах (например, имена "Утренняя звезда" и "Вечерняя звезда" оказываются взаимозаменяемыми при обозначе-нии планеты Венера). Его символи-ческая запись: (х = у)<->(( А (х) = А (у)) означает, что если любые имена х и у имеют одинаковые значения, то вы-сказывания А(х) и А (у) с вхождени-ями х и у также имеют одинаковые истинностные значения. Принцип взаимозаменяемости Фреге носит экстенсиональный характер, так как тождество имен основано на одинаковых Д.; 2) принцип однозначности, выражающий требование, согласно которому каждое имя обозначает только один предмет; 3) принцип предметности, отражающий тот факт, что сложное имя выражает связи между предметами, а не между име-нами, составляющими сложное имя. "Денотатом знака является опре-деленная вещь (в самом широком смысле слова), но не понятие или от-ношение". На данной методологической основе Фреге формализовал экстенсиональную ("объемную") логику, отождествив понятия "логическое значение высказывания" и "Д.
высказывания". Если Д. высказыва-ния является истина или ложь, то все содержательно-познавательное (интенсиональное) многообразие устраняется. Именно такой фунда-ментальный вывод сделал Фреге. "Поэтому, — утверждал он, — дено-тат сам по себе нас не интересует; однако суждение, взятое в отрыве от денотата, т. е. смысл сам по себе, тоже не несет в себе нового знания. Этим свойством обладает только со-единение суждения и его денотата (истинностного значения)". Дальнейшая экспликация термина "Д." была осуществлена А. Чёрчем (р. 1903) в созданной им логике смыслаи Д.: "Д. есть функция смысла имени, т. е. если дан смысл, то этим опреде-ляется существование и единствен-ность денотата". Концепция Чёрча строится как простая теория типов (теория синтаксических и семанти-ческих категорий), позволяющая стратифицировать экстенсиональные (объемные, или предметные) сущности, с единственным разветв-ленным предикатом "быть концеп-том". В последующей версии теории значения Чёрч сделал шаг в страти-фикации интенсиональных (содер-жательных) сущностей (свойств и отношений). Он указал две интенси-ональные характеристики предика-тивной функции "быть концептом": 1) характеризующую функцию, со-ответствующую смыслу логической формы, т. е. записи "применения функции к аргументу"; 2) концепт, соответствующий смыслу констант-ного имени функции. Но поскольку интерпретация смысла и Д. в теории значения Чёрча ограничена онтологией простой теории типов, т. е. экс-тенсиональной иерархией, то проце-дура различения характеризующих функций и концептов остается чисто синтаксической, неинтерпретирован- ной. Тем не менее, это не исключает возможность использования концеп-туальных идей Чёрча в исследо-вании интенсиональной иерархии (см. Десигнат, Интенсиональность).

С. В. Воробьёва

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ДЕНОТАТ:

  1. ДЕНОТАТ
  2. ДЕСИГНАТ
  3. ДЕСИГНАТ
  4. ГИПОСТАЗИРОВАНИЕ
  5. ТЕРМИН (лат. terminus - предел, граница
  6. ТЕРМИН
  7. КОННОТАЦИЯ (позднелат. connotatio, от лат. con - вместе и noto - отмечаю, обозначаю
  8. КОННОТАЦИЯ
  9. ИНТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ
  10. ДЕФИНИЦИЯ
  11. ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ
  12. ИДЕАЛИЗИРОВАННЫЙ ОБЪЕКТ
  13. ТАВТОЛОГИЯ
  14. ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
  15. ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
  16. ОПЕРАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
  17. ВОЗМОЖНЫЕ МИРЫ