<<
>>

ДЕОНТОЛОГИЯ


(греч. deon — должное и logos — учение, слово) — концепция, раздел этической теории, в котором рассматриваются вопріосьі, связанные с понятием долга. Термин и концепция Д. введен и разработан Бентамом.
Вопрос об исходной роли долга в этической теории до сих пор не разрешен, хотя решение весьма актуально, поскольку оно детерминирует возможность адекватного видения роли целостного и деятельностного смыслового ПОЛЯ культуры в формировании личнос-ти. Радикализм социального насилия и самопожертвования в период французской (18 в.) и российских революций показал, насколько пагубно может проявить себя отрицание нравственных ценностей. Теоретиче-ское обоснование Д. предпринималось многими философскими и эти-ческими традициями (интуитивизм, феноменология, утилитаризм и др.). Непосредственная преемственность идей Бентама наиболее очевидна в работе Милля "Утилитаризм". Милль, как и Бентам, был сторонником по-строения общества на определенных принципах справедливого распреде-ления богатств (принцип счастья на-ибольшего числа людей). Принцип долженствования неявно присутст-вовал и в марксистской традиции, концентрирующей внимание на ре-волюционных преобразованиях об-щества. Оправданность последних обосновывалась предположением, что любая система ценностей исторична и служит интересам отдельных социальных групп. В борьбе, связываемой с достижением основной цели — коммунизма, массовое самопожертвование трактовалось как высшая форма долга и особым образом переживаемое удовлетво-рение, усиливаемое общественным мнением или же оценкой круга лю-дей, разделяющих подобный образ жизни (профессиональные револю-ционеры) и т. п. Долженствование как действие в этих условиях заменило вечные ценности в отношении человеческой жизни, которая прак-тически превратилась в средство воплощения идеологизированного об-щественного долга. Д. использует определенный понятийный аппарат. В числе основных и требующих ис-толкования — понятия долга, удо-вольствия, практического интереса, самопожертвования и т. п. Как концепция, Д. разрабатывает "идеальный тип" долга, в той или иной степени со-отнесенный с реально присутствующим в культуре феноменом должен-ствования и долга. (См. также Долг, Этика.)
А. И. Лойко
ДЕРРИДА (Derrida) Жак (р. 1930) — французский философ, литературовед и культуролог, интеллектуальный лидер "Парижской школы" (1980-е — 1990-е). Преподавал в Сорбонне (1960—1964), Высшей Нор-мальной школе, Высшей школе со-циальных исследований (Париж), организатор "Группы исследований в области философского образова-ния", один из инициаторов создания Международного философского кол-леджа (1983). Основные сочинения: "О грамматологии" (1967), "Голос и явление" (1967), "Письмо и различие" (1967), "Поля философии" (1972), "Рассеяние" (1972), "Позиции" (1972), "Похоронный звон" (1974), "Шпоры. Стили Ницше" (1978), "Почтовая открытка. От Со-крата к Фрейду и далее" (1980), "Психея: изобретения другого" (1987), "И подписано: Понж" (1988), "Призраки Маркса" (1993) и др. В ориги-нальной концепции, обозначаемой как деконструктивизм, Д. использует мотивы философствования Гегеля, Ницше, Гуссерля, Фрейда, Хайдеггера и др. Объектом ревизии для Д. становится вся западноевропейская философская традиция.
Декон-структивизм выступает в качестве радикализации хайдеггеровского про-екта деструкции метафизики, про-ясняющей фундаментальный опыт бытия, и ставит целью показать предпосылки бытия как такового. Как показывает Д., в западноевропейской философии бытие изначально определяется из времени, из момента настоящего — как при-сутствие. Но сама временность отсылает к пространственным характери-стикам (линеарности, точечности), а мгновенность настоящего мыслится через отсутствие, через интервал во времени. Опространствливание (времени) (в других контекстах — письмо, артикуляция, тело, смерть и т. д.) — вскрываемый и реабилити-руемый Д. принцип смыслоозна- чения, который вытесняется на пе-риферию самосознания культуры противоположным, условно марки-руемым как овременение (прост-ранства), голос, акцентуация, дух, жизнь и т. д. Такое иерархическое состояние культуры, воспроизводимое метафизикой присутствия, у Д. получает наименование логоцент- ризма. В действительности, по Д., язык и социум конституируются во взаимодополнительности этих двух "серий сигнификаций". Для описания принципа данной дополнительности Д. вводит неографизм "differance" — своеобразную модификацию соссюрианского понятия "различие", включающую в себя: 1) пересмотр самой схемы метафизического мышления, замену бинарной оппозиции (терминов, понятий) парадоксальной структурой самостирающегося знака, граммы, "следа следа"; 2) определения способа существования такого знака в бесконечных соотно-шениях с себе подобными ("цепях означающих"). Differance есть немыс-лимый переход от одного термина оппозиции к другому, чистое различение и отсрочка как условие мышления. Д. последовательно критикует поиск идентификаций языка и реальности, признанный обеспечить обнаружение тождеств в самом языке (имен) и формирование фундамента знания за счет раскрывающейся в своей непосредственной данности эмпирии, мысли (трансцендентальных означаемых). Язык в своих тек-стуальных манифестациях демонст-рирует как коренную несобственность имени, метафорические механизмы референции и коммуникации, так и собственную гетерогенность, при-надлежность к регионам с различным онтологическим статусом (бытию и не-бытию). Постольку же, поскольку все трансцендентальное заключено на "поверхности" (совокупности означающих) языка, "нет ничего вне текста". В эту игру присутствия/от-сутствия вписан сам познающий субъект. Владение метафорой составляет для Д. горизонт гуманитарного знания, захватывающего и субъект, и объект познания. За этим горизонтом — качественно отличное от про-стой полисемии, не контролируемое человеком "рассеяние" смысла, запредельная энергия differance. Деконструктивный пафос Д., являющийся реакцией на чрезмерную нормативность метафизического ка-нона, вместе с тем не направлен на прорыв к новой выразительности или к чему-либо подобному "эстетике молчания". Объявляя нерешае- мой проблему происхождения в сис-теме differance повторения повтора, ставя, таким образом, под сомнение существование метафизики как уче-ния о первоначалах, Д. считает, что желание "нового начала" и воз-вращения к истокам является неиз-бежным эффектом игр означения. В общем виде деконструктивизм проблематизирует границы и воз-можности западноевропейской ра-циональности, оставаясь в ее пределах, и одновременно пытается подключить к ней новые ресурсы смыслопорождения, связанные с тематикой телесности, иероглифических культур, литературного аван-гардизма. Будучи одной из самых заметных фигур современной фило-софии, Д. оказывает значительное воздействие на различные направле-ния культурологии, литературоведения, искусствознания. (См. также Бинаризм, Деконструкция, Differ-ance, Игра структуры, Логоцентризм, Логотомия, Логомахия, Метафи-зика отсутствия, Онто-тео-телео- фалло-фоно-логоцентризм, Пустой Знак, След, Трансцендентальное означаемое, Хора.)
А. А. Горных
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ДЕОНТОЛОГИЯ:

  1. ДЕОНТОЛОГИЯ
  2. ДЕОНТОЛОГИЯ
  3. ДОЛГ
  4. 24. Либерализм во Франции и Англии первой половины XIX в. Утилитаризм И. Бентама
  5. ДОЛГ
  6. БИОЭТИКА
  7. СТРУКТУРА ТРЕНЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
  8. ИСТИНА
  9. ВИОЭТИКА
  10. Авторы статей
  11. ОГЛАВЛЕНИЕ
  12. Авторы статей
  13. § 3. Субъекты финансового права
  14. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  15. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права