<<
>>

ДЕТЕРМИНИЗМ

(лат. determino — определяю) — учение классической философии о закономерной универ-сальной взаимосвязи и взаимообус-ловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций Д.

Понятие "Д." возникло в средневе-ковье как вид логического определения понятия, противостоящий гене-рализации (обобщению). В 16—17 вв. понятие Д. начинает приобретать новый смысл — смысл обусловленности — и употребляется в этике для выражения позиции, противостоящей "свободе воли". В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия Д. и причинности, устанав-ливается тесная связь категории зако-номерности и причинности, заклады-ваются основы механистического Д. Успехи механики закрепляют пред-ставления об исключительно дина-мическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность ста-новится формой выражения законов науки, содержанием детерминистской формы объяснения явлений.
Полное и гармоническое слияние ме-ханической причинности и Д. происходит в концепции Д. Лапласа. Цен-тральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний. Сфор-мированное им понятие причинно- следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теорети-ко-механическим представлением о движении окончательно утвержда-ют универсальный объяснительный статус лапласовского Д. Одновре-менно с этим процессом в концепции лапласовского Д. наметился выход за рамки механистической методо-логии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках господст-вующих в то время механистических идеалов и норм научного исследова-ния.
Переход науки к исследованию в начале — середине 19 в. системных природных и социальных объектов обусловил изменение идеалов анали-тического, поэлементного характера познания; расхождение принципа причинности и принципа Д.; обнару-жилась сложная по структуре абст-рактно-теоретическая форма принципа Д. в научном исследований. Современное философское и методо-логическое осмысление Д. раскры-вает взаимосвязь философского и естественно-научного статусов (аспек- тов) этого принципа. Философский Д. фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений яв-лений объективной реальности: гене-тические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и кор-релятивные связи, функциональные и целевые зависимости и т. д. Все они выражаются через систему таких фи-лософских детерминистических категорий, как необходимость и случай-ность, возможность, действительность, закономерность, причинность и пр. Методологическая природа принципа Д. проявляется в том, что он вы-ступает не только как философское учение, но и как конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функ-ционирования определенным образом системно-организованных объ-ектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естествен-но-научных форм Д. при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характе-ристиками. Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим объектам сопровождался кри-зисом концепции лапласовского Д. и формированием статистического вероятностного Д. в учении Дарвина. Соответственно менялся катего-риальный каркас детерминистических естественно-научных концепций, структура теоретических построе-ний, идеалы и нормы научного ис-следования. В свою очередь, освоение наукой саморегулирующихся систем кибернетического типа, раз-личного рода социальных систем обуславливает формирование новых категорий — цель, самоорганизация, саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и др., а также соответствующих конкретно-научных форм принципа Д.
(кибернети-ческих, экологических, социальных) и новых методологических регуляти- вов. В изменении структуры позна-вательной деятельности участвуют новые категориальные детерминистские схемы. Исследование вероятно-стных процессов микромира в физике, целесообразного характера развития живых систем в биологии, явлений социального порядка обнаружило ограниченность причинного типа объ-яснений, привело на рубеже 19—20 вв. к формированию философского и есте- ственно-научного индетерминизма. Индетерминизм полностью или частич-но отрицает существование причинно- следственных связей и возможность их детерминистского объяснения. В биологии индетерминизм оформился в учении витализма, в физике опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире. Как показывает научная практика, эф-фективность научного творчества связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундаментальных принципов. Принцип Д. является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом Д. в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когни-тивную процедуру, как понимание). В современной философии традици-онные презумпции Д. подвергаются радикальному переосмыслению в кон-тексте парадигмы неодетерминизма (см. Неодетерминизм).

И. А. Медведева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ДЕТЕРМИНИЗМ:

  1. Глава XXIV. Детерминизм§ 1. Общая характеристика детерминизма
  2. ДЕТЕРМИНИЗМ
  3. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ
  4. Антителеологизм и механистический детерминизм.
  5. ДЕТЕРМИНИЗМ
  6. 11.1. НЕМНОГО О ЯДРЕ И ИСТОРИЧЕСКОМ ДЕТЕРМИНИЗМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ
  7. НОУМЕН
  8. ПОВЕДЕНИЕ
  9. ФАТАЛИЗМ (лат. fatalis - роковой, предопределенный судьбой)
  10. ФАТАЛИЗМ
  11. ПОВЕДЕНИЕ
  12. ИНДЕТЕРМИНИЗМ