ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
— 1) Одно из фундаментальных понятий классической философской традиции, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей сво-бодной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия — с другой.
Соответственно этому в структуре Д. традиционно выделяются субъектная (целеполагающий субъект) и объектная (предмет Д., орудия Д. и ее продукт) компоненты. Связи внутри объектной компоненты Д. (изменение свойств предмета Д., трансформирующее его в продукт) осмысливаются как вы-ражающие собой фундаментальные закономерности мироздания (взаи-модействие предмета и орудий Д., равно как и превращение предмета Д. в ее продукт — по законам природы или общества, что, собственно, и заставляет человечество отказаться от поисков философского камня). В зависимости от масштаба конкретного подхода в системе Д. могут также выделяться и более дробные элементы, представляющие собой, как правило, результат дифференциации субъектной ее компоненты: так, в различных подходах фиксируются такие элементы, как знание субъектом программ Д., его потребности и интересы, мотивы Д. и т. п. В зависимости от того, каким образом соот-носятся между собой субъектная и объектная компоненты Д. (т. е. как именно конфигурирована структура Д.), она может быть дифференцирована на различные типы (соответственно, могут быть выделены различ-ные варианты протекания Д.): уже в древнегреческой традиции различались между "noietis" как Д. по реализации привнесенной извне про-граммы (приказа) и "chretis" как Д. субъекта, выступающего одновре-менно и субъектом целеполагания, и субъектом реализации данной цели (творческая разновидность "chretis" осмысливалась как "praxis" — см. Свобода). В рамках традиционных форм философствования также принята дифференциация Д. по предметному критерию: материальная Д. как реализуемая в про-цедурах взаимодействия человека и природы в контексте производства (так называемая орудийная Д.); со-циальная Д. как разворачивающаяся в процессе влияния человека на социальные процессы и организацию общественной жизни; духовная Д. как реализуемая в интеллектуальном или художественном творче-ском усилии. Синтетизм понятия "Д." в отношении к субъект-объект- ной оппозиции обусловил то обстоя-тельство, что категория "Д." традиционно конституировалась в качестве базисной при попытках создания универсальной философской методо-логии. Так, в контексте противостояния историцизма и социологизма как альтернативных версий осмысления исторического процесса (см. Ис- торицизм, Социальный реализм, Идиографизм) были предложены версии метода, претендующего на универсальность, как со стороны историцизма (см. Вебер М., Идеаль-ный тип, Идеальных типов метод), так и со стороны социологизма (см. Парсонс, Структурно-функциональный анализ), — и обе эти версии фундировались понятием "Д." ("дей-ствие"): для М. Вебера, если понятие "поведение" выступало всеобщей ка- тегорией активности как таковой, то понятие "действие" предполагало наличие связываемого субъектом с этой активностью смысла, который в ситуации "социального действия" оказывался сопряженным с Д. дру-гого человека и ориентировался на нее, что позволяло историцизму учесть — наряду с традиционной ориентацией на целеполагающую волю субъекта — и объективные социальные параметры контекста осуществления "действия"; аналогично для Парсонса ситуация Д. выступает как позволяющая зафиксировать не только "деятеля", с одной стороны, и объективную "ситуацию" — с другой, но также и различные виды "ориентации субъекта на ситуацию", что радикально отличает метод Парсонса от типичного для социологизма дюркгеймовского типа метода непосредственного и однозначного "выведения" осуществленной субъ-ектом поведенческой стратегии из сложившихся социальных условий (что послужило основой обвинения Дюркгейма современниками в по-пытке создания "религии без Бога" — см. Дюркгейм). В силу указанного синтетизма (амбивалентности) содержания категории "Д." данное понятие фундировало собою (в качестве исходного) построение понятийного аппарата универсальных философских моделей — при различной их методологической и аксиологической ориентации (в диапазоне от марксизма до СМД-методологии — см. Марксизм, "Праксис", СМД-ме- тодология, Деятельность в СМД-ме-тодологии). 2) Универсалия культуры субъект-объектного ряда (см. Универсалии, Категории культуры). При универсальной ее представленности в категориальном строе любой человеческой культуры, тем не менее, в различных традициях осмысливается (в зависимости от конкрет-ных социокультурных условий и предпосылок) по-разному: акцент может делаться как на объектной компоненте Д. (понимание изменения свойств предмета в качестве спонтанного процесса в традиционных восточ-ных культурах, основанных на зем-леделии, предполагающем, наряду с вмешательством человека в природные циклы, и спонтанные процессы роста и созревания сельскохозяйственных культур), так и на компоненте субъектной (феномен примысленно- го субъекта в активистских культурах западного образца: например, трактовка спонтанных процессов в качестве продукта Д. — см. Автор). В данном контексте деятельностный подход к феноменам культуры предполагает фундирование их аналитики выявлением детерминационной зависимости сущностной специфики того или иного феномена со стороны особенностей осмысления Д. в соот-ветствующей культуре. Например, для древневосточной философии характерна ориентация на концепцию спонтанности: все "вещи", обладающие одной и той же самостью, "жань", образуют род, "лэй", и посредством универсальной связи и "взаиморезонирования" между элементами этого рода каждая вещь оказывается де-терминированной, в конечном итоге, своей собственной "жань", — "жань" как "самость" трактуется в этом кон-тексте как автохтонная, т. е. "цзы- жань" — в отличие от "чжи-жань" как навязанной извне; возможность последней хотя и фиксируется (при-чем именно в контексте активной человеческой Д.: неизменными при-мерами возникновения "чжи-жань" выступают в даосизме процедуры воспитания ребенка и вываривания индиго в синюю краску), но аксиоло- гически центральную позицию занимает в древневосточной культуре концепция спонтанности. В проти-воположность этому, основанная на ремесленном производстве античная культура как культура активизма (см. Демиург) делает при трактовке Д. очевидный (но изнутри данной культуры не подвергаемый рефлек-сивному осмыслению) акцент на субъектной ее компоненте — соот-ветственно древнегреческая фило-софия ориентирована на натурфилософские модели, трактующие акт космогенеза в качестве целеполо- женного со стороны ментально ар-тикулированных сущностей (нус, логос и т. п.) акта (см. Античная философия). В качестве классического образца построения философской картины космогенеза в контексте культуры, ориентированной на осмысление Д. с акцентом на субъектной ее компоненте, может быть рассмотрен деизм (см. Деизм). (См. также Автор, Бина- ризм, Творчество.)М. А. Можейко, В. А. Можейко
Еще по теме ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
- Глава 1. СТРОИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КАПИТАЛЬНОЕСТРОИТЕЛЬСТВО КАК ЧАСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ. СУБЪЕКТЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОСТРОЕНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НИМИ
- 12.1. Понятие адвокатуры и адвокатской деятельности. Виды адвокатской деятельности
- 3.1. Деятельность в области таможенного дела и реестры лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела
- ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 23 АВГУСТА 1991 Г. N 79 "О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РСФСР", ОТ 25 АВГУСТА 1991 Г. N 90 "ОБ ИМУЩЕСТВЕ КПСС И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ РСФСР" И ОТ 6 НОЯБРЯ 1991 Г. N 169 "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПСС И КП РСФСР", А ТАКЖЕ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ КПСС И КП РСФС
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- 6.4. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
- ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- 6.2. Инвестиционная деятельность
- 6.3. Финансовая деятельность
- 2. Адвокатская деятельность
- 32. Нотариальная деятельность
- 32. Нотариальная деятельность
- 80. НОТАРИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- 2. Нотариальная деятельность
- Банковская деятельность
- ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- БРОКЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
- 6.1. Операционная деятельность
- Субъекты аудиторской деятельности
-
Бизнес -
Компьютеры и интернет -
Психология -
Философия -
Финансы -
Экономика -
Юриспруденция и право -
Lecture.Center