<<
>>

2. Деятельностное направление


Это направление в философии XIX-XX вв. представляют марксизм и прагматизм.
Марксизм заявил о себе как оригинальная концепция познания общественного развития и разрешения проблем классического капитализма.
В мировоззренческом плане — это система взглядов пролетариата на мир и на свое отношение к миру.
Марксизм возник в 40-х годах XIX в. как теоретическое отражение кризиса капитализма и обоснование исторической миссии пролетариата. Источниками марксизма явились немецкая классическая философия, английская политическая экономия и французский утопический социализм.
Основоположники философии пролетариата — К. Маркс (18181883) и Ф. Энгельс (1820-1895). В сложившемся творческом тандеме публицист Энгельс очерчивал проблемную ситуацию, а фунда- менталист Маркс подводил под нее теоретическую базу. Один шел от анализа жизни, другой — от высот абстрактного мышления.
Анализ противоречия между общественным характером труда и частнособственническим присвоением его результатов, исследование отчужденного труда предопределили материалистическое понимание истории и приблизили Маркса и Энгельса к раскрытию тайн капитализма.
Осуществив анализ классического капитализма, марксизм обосновал необходимость его замены более прогрессивным строем .
Проследив эволюцию частной собственности, марксизм делает вывод о том, что частная собственность, порождая пролетариат, сама создает предпосылки собственного упразднения. Что касается пролетариата, то выполнив свое историческое назначение, он упраздняет себя .
Будучи современником острейшей классовой борьбы, становления рабочего движения, победного шествия буржуазных революций, марксизм в революции видит единственное и эффективное средство ликвидации порабощения человека .
Человек — высшее существо! Посему необходимо ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным и презренным существом .
После выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» прошло 150 лет. Изменился капитализм, существенно изменился облик мира. Но глобальные проблемы современности свидетельствуют, что и постклассическому капитализму еще далеко до гармонии в системе «природа — общество — человек», ибо сохраняется фетишизация товара, денег и капитала, воспроизводится от-чуждение человека и его редукция до «частичного человека», хотя он и решил для себя проблему витальных потребностей.
Посему гуманистическая направленность философии марксизма сохраняет свое значение и сегодня. Что касается средств достижения цели сделать «общество человеком, а человека общественным», то этот вопрос остается открытым с учетом динамики развития человечества как в локальных, так и глобальных масштабах.
Рассматривая вопрос о связи теории марксизма с практикой, следует помнить, что практика богаче любой теории и что нет теории, годной для всех народов и на все времена.
В 70-х гг. XIX в. в США формируется философия действия — прагматизм. Его основатели Ч. Пирс 1839-1914), Ч. Джемс (18421918). Дж. Дьюи (1859-1952), Дж. Мид (1863-1931).
Суть концепции прагматизма заключается в выводе, что философия должна быть не размышлением о началах бытия, не рациональной формой его освоения, а общим методом решения проблем практической деятельности людей.
Прагматизм сложился под влиянием немецкой классической философии, ее парадигмы противостояния «Я» и «не-Я». Общий теоретический источник сближает прагматизм и марксизм, но не роднит их.
В центре внимания философии прагматизма не общество, а человек, чья социальная активность обусловлена исключительно его биологической природой. Универсальным средством обеспечения оптимального отношения со средой обитания является не познание мира и своего места в мире, а изменение сложившихся привычек, отказ от старых и выработка новых, более полезных..
Изменение привычек возможно через систему образования и просвещения, через дискредитацию старых и формирование новых.
Бесспорное достоинство философии прагматизма в том, что она вводит в освоение мира ценностную ориентацию. Не бесстрастная академическая философия позитивизма, а философия субъективной заинтересованности и предпочтения.
Критерием истины в философии прагматизма является жизненный опыт отдельного человека, ориентированный на принцип «здесь и только сейчас». Естественно что в опыте не столько доминирует объективное содержание, сколько субъективное переживание интереса как формы выражения потребностей человека. И как следствие формируется вывод: истинно то, что полезно, что обеспечивает успех.
Эти особенности философии прагматизма импонировали обыденному сознанию, стали фактором формирования прагматического мировоззрения человека, живущего в мире знаний, ориентированного не на бытие «иметь или быть», а на бытие «казаться», постоянно поднимать планку своей социальной значимости.
<< | >>
Источник: Кальной И. И.. Философия. Учебное пособие.. 2002
Помощь с написанием учебных работ

Еще по теме 2. Деятельностное направление:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ИГРА, ОДИ
  2. Направления РR
  3. Философские школы и направления
  4. 3. Антропологическое направление
  5. НАПРАВЛЕННОСТЬ ДЕЙСТВИЙ
  6. Международная направленность
  7. НЕОКАНТИАНСТВО — философское направление
  8. Г л а в а 14 Формирование расходов социального направления
  9. Г л а в а 15 Формирование расходовобще-экономического направления
  10. 6.2 Метод направленных качественных корректировок
  11. 4 . Философско-теологическое направление
  12. Основные направления в исламе
  13. 3. Направления и объекты экологической сертификации
  14. 5. Социально-критическое направление