<<
>>

ДЕЗИНФОРМАЦИЯ


— переда-ча ложного знания как истинного или истинного знания как ложного. Дезинформационная направленность при этом есть стремление ин-форматора ввести реципиента в состояние заблуждения. Понятие «дезинформация» близко к понятию «ложь», но ложь всегда связана с преднамеренностью субъекта, дезинформация же может быть осоз-нанной и неосознанной, не переставая оттого быть неправдой.
ДЕИЗМ — термин, впервые за-фиксированный в 1564 г.
как характеристика антитринитариев-соц- иниан, отвергавших основной догмат христианства о триединстве Бога, но вместе с^тем решительно отрицавших их характеристику как атеистов. В дальнейшем деисты считали себя сторонниками «естествен-ной религии», отождествляемой с моралью. Фактическим основоположником понимаемого таким образом деизма был французский философ XVI в. Ж. Боден, воззре-ния которого изложил английский философ Э. Г. Чербери в своем «Трактате об истине» (1624). Там утверждаются пять основных положений «естественной религии»: 1) существует наивысшее существо; 2) его следует почитать; 3) наиболее достойное по-читание его—добродетель и благочестие; 4) преступления и про-ступки требуют раскаяния; 5) существует воздаяние в загробной жизни. Сторонников деизма в этом смысле во Франции, Англии и др. европейских странах в XVII—XVIII вв. было очень много, они нередко должны были скрывать свои подлинные взгляды и представлять себя добропорядочными христианами. Однако немало среди них было и дерзких, даже воинствующих анти-клери- калов, врагов официальной церкви. Самый знаменитый из них — Вольтер. Термин «деизм» употребляется и более широко, особенно в марксистской литературе. В этом смысле под деизмом подразумевают тех философов, которые, познавая закономерности мира, сводили в нем к минимуму роль Бога, считали его внепри- родным абстрактным началом, за которым сохранялся лишь мини-мум человеческого интеллекта.
Такому Богу приписывалось то, что было недоступно рационализирующему человеческому уму, необъяснимо средствами тогдашней науки. Понимая это, Спиноза именовал такого Бога «убежищем незнания». Различные варианты трактуемого подобным образом деизма развивали Декарт, Локк, Гоббс, Лейбниц, Толанд, Монтескье, Вольтер, Ломоносов и др.
ДЕКАРТ Рене (1596—1650) (латинизированное имя Картезий) — французский философ, один из виднейших представителей философ-ского рационализма. Главные сочинения: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления». Основой познания, по Декарту, яв-ляется принцип непосредственной достоверности, устанавливаемой с помощью естественного света разума. Сомнение в системе Декарта носит характер методического приема, помогающего отбросить все суждения, принимаемые на веру. В основу системы научного знания он кладет наиболее очевидное, по его мнению, утверждение: «мыслю, следовательно, существую». Истинность этого суждения определяется суще-ствованием Бога, который не может быть обманщиком и который наделил человека «естественным светом» разума. Декарт — дуалист, он признает существование двух неза-висимых друг от друга субстанций — мыслящей и материальной (те-лесной). Мыслящая субстанция открывается человеку непосредст-венно, материальная — опосредованно, через познание отдельных вещей. Обе субстанции сотворены Богом и обладают неотъемлемыми качествами — ат-рибутами.
Атрибутом мыслящей субстанции является непротя-женность, атрибутом телесной — величина (протяженность в длину, ширину и глубину). Жи-вая и неживая природа предстают как гигантский механизм, познание которого исходит из принципов, которые мы обнаруживаем в разуме интуитивным путем. Более сложные высказы-вания мы получаем дедуктивным путем. Человеческое тело, так же как и животное, является механизмом. Связь души и тела осуществляется с помощью особого органа—шишковидной железы.
ДЕЛЕЗ Жиль (1925—1995) — французский философ-пост- структуралист, автор работ «Ницше» (1962), «Бергсонизм» (1966), «Логика смысла» (1969), совместно с Ф. Гваттари — «Тысяча по-верхностей. Капитализм и шизофрения» (1980) и др. Задача философии по Делезу — поиск адек-ватных понятий для описания многообразия жизни, ее могущества, монолитности, бессмысленности и становления. Поиски смысла — также задача искусства и литературы, поэтому Делез исследует творческие миры Захер-Мазоха, Кафки, Пруста, Беккета и др., а в поздних работах анализирует кино и живопись. Основной предмет его интереса — язык, соответствие художественных средств авторскому миру, анализ индивидуального и общественного бессозна-тельного. Он трактует текст как «машину желания», привлекая дискурсы лингвистики, биологии, социологии, политэкономии, психоанализа. Язык и неакадемический стиль его работ соответствуют новому методу анализа, который должен отражать новые принципы мышления в условиях нестатичности, разрушенной целостности субъекта и выявлять тенденции саморефлексии. «Ризо- ма» — термин Делеза и Кваттари, означающий разветвленную корневую систему, по их мнению, более подходит к описанию реальности, чем понятие струюуры. Благодаря отмене единого начала и жесткой иерархии элементов в такой картине мира утрачивают смысл понятия центра и периферии. Это актуаль-ный понятийный сдвиг в условиях пульсирующего нелинейного развития, кризиса объяснительных схем и необходимости фиксировать процесс свертывания-развертывания мира в познавательных моделях. Философ, по мнению Делеза, в этих условиях становится навигатором, свободно ориентирующимся в пла-стах времени и «складках» понятийных структур, пронзающим их насквозь. Метод шизоанализа, предло-женный в работе «Капитализм и шизофрения», демонстрирует универсальный характер в условиях повседневности шизофре-нического опыта как социального, а не клинического. Это альтернатива психоанализу, исследова-ние желания как такового, первичного по отношению к опыту и социальности. Перспективы не-линейного развития рассмотрены в работе «Номадология» (1992) (совместно с Ф. Гваттари). На место общественного человека приходит «племенной» — представитель малой группы, игнорирующей традиционные социальные структуры и образующей новые социокультурные и биологические связи с другими «племенами». Племя-группа функционирует как знаковая система, поэто-му опыт исследования языка позволяет ориентироваться в поли-фонии культурного номадизма.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ДЕЗИНФОРМАЦИЯ:

  1. § 3. Ложь, дезинформация, заблуждение
  2. Фрахтовый покер и его неписаные правила
  3. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА
  4. 4.3. Воздействие на разум избирателя
  5. СОДЕРЖАНИЕ
  6. 10.4. УРОВНИ И ТРЕНДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯОСВОЕННОГО РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОССИИ
  7. 2. Теория и практика дезинформационных мероприятий
  8. ДИСКУРСИВНЫЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
  9. 2. Классификация информаторов
  10. 3. Война в королевстве кривых зеркал
  11. 1.3. PR-технологии («белые»
  12. 3.2. ДИАГНОСТИКА ЦЕЛЕЙ И НАМЕРЕНИЙ КОНКУРЕНТОВ
  13. Джохар и Звиад
  14. 3.2. Тактика «Черного PR
  15. Власть над самим собой.
  16. Недемократические политические режимы
  17. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  18. 3.1. Стратегия «черного PR
  19. 2. Роль и место аналитической разведки средствами Интернета
  20. Условные оферты