<<
>>

ДХАРМА

(санскр. dharma, тибет. chos, кит. fa., япон. ho — закон, ре-лигия, долг, доктрина, благочестие, основа, порядок мироздания, каче-ство, характер, истина) — одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философий.

В индуизме Д. — истинная реальность, основа мира, онтологическое начало бы-тия. Этически — это закон во всех аспектах жизни, правда, справедли-вость. В религиозной жизни — ритуал, обязанность. В "Махабхарате" среди множества формулировок вы-деляется: "Satiat nasti paro dhar- man" — "Нет более высокого закона, чем истина", "Нет религии выше ис-тины". "Бхагават-гита" вкладывает в понятие Д. именно этот смысл. В мифологии Д. — Бог справедливости, долга и правосудия. По легенде, Д. — отец старшего из братьев Пандавов, Юдхитштхири, олицетворяющего на земле долг и справедливость. В буддизме Д. — многозначный тер-мин, определение которого зависит от контекста. Выделяют следующие основные значения Д.: 1) доктрина, учение Будды; 2) закон, правед-ность, правило, моральные нормы жизни; 3) условие; прошлое, являю-щееся причиной настоящих следствий (см.
Карма); 4) феноменальное проявление мира, связанное упоря-доченной структурой Д.: "Все Д. со-творены мышлением"; 5) точечные моменты бытия, вспышки психофи-зической энергии: "Д. называются истинно-сущие, трансценденталь-ные, непознаваемые носители-субст-раты тех элементов, на которые раз-лагается поток сознания со своим содержанием" (О. Розенберг). Теория Д. излагалась Васубандху в "Аб- хидхармакоше" (5 в.). В свете этого учения буддизм раскрывается как метафизическая теория, развиваю-щаяся из той идеи, что бытие является взаимодействием многочисленных тонких, конечных элементов материи, духа и сил. Д. классифи-цируются по скандхам (skandha), "скоплениям", аятанам (aytana), "сферам сознания", дхату (dhatu), "классам элементов".
Существует пятеричное деление по скандхам: 1) телесные Д., составляющие тело (руна); 2) Д. ощущений и чувств (ведана); 3) Д. восприятий, представлений (самджня); 4) Д. кармических факторов (самскара); 5) Д. сознания, разного уровня знания (виджняна). Д. как мысли составляют единый поток сознания. Направление этого потока волей и устремлением к ис-полнению Учения Будды приводит к освобождению (Нирване). Каждая школа буддизма выработала свою теорию Д. В школах Хинаяны Д. счи-таются единственной реальностью; и, наоборот, нереальностью в школах Махаяны. В мадхьямине при-знается их "пустотность", т. е. нельзя утверждать ни их реальности, ни того, что их нет. Йогачары отрицают какую-либо реальность Д.

В. В.Лобач

ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859—1952) — американский философ,системати-затор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колум-бийском (1904 —1931) университетах. Основные сочинения: "Школа и общество" (1899), "Исследования по логической теории" (1903), "Влияние Дарвина на философию" (1910), "Как мы мыслим" (1910), "Очерки по экспериментальной логике" (1916), "Опыт и природа" (1925), "Либера- лизм и социальное действие" (1935), "Логика: теория исследования" (1938), "Единство науки как соци-альная проблема" (1938), "Теория оценки" (1939), "Познание и познан-ное" (совместно с А. Бентли, 1949) и др. (всего около тысячи книг и статей). На протяжении всего философ-ского творчества Д. оставался при-верженцем круга проблем, связанных с человеком и практическими вопросами его существования. Прагма-тизм, по мнению Д., осуществил пе-реворот в философской традиции, равнозначный революции учения Коперника, перейдя от изучения проблем самих философов к по-стижению человеческих проблем, философия, по Д., — продукт обще-ственных стрессов и личностных на-пряжений. Определяя традиционную философию как "натурализм", а собственную ее версию как "инст-рументализм", Д. стремился, с одной стороны, отграничить принад-лежащую ему трактовку опыта от некоторых подходов классического эмпиризма, с другой же, — акценти-ровать принадлежность своего фи-лософского творчества к парадигме прагматизма и эмпиризма в целом.

Опыт у Д. охватывает как сферу со-знания, так и поле бессознательного; опыт включает себя также и привычки людей; он призван продуци-ровать "указание", "нахождение" и "показывание". По мнению Д., опыт не принадлежит к области сознания, это — история. "В опыт входят сны, безумие, болезнь, смерть, войны, по-ражение, неясность, ложь и ужас, он включает как трансцендентальные системы, так и эмпирические науки, как магию, так и науку. Опыт включает склонности, мешающие его ус-воению". Наделяя разным содержа-нием понятия "опыт" и "познание", Д. утверждал, что опыт выступает в двух измерениях: одно — это об-ладание им, другое — познание для более уверенного обладания им. Ис-следование являет собой, по Д., кон-тролируемую или прямую трансфор-мацию некоторой неопределенной ситуации в определенную с целью обращения элементов изначальной ситуации в некую унифицированную общность, "объединенное целое". Любое исследование, согласно схеме Д., включает пять этапов: чувство затруднения; его определение и уяснение его границ; представ-ление о возможном решении; экс-пликацию с помощью рассуждения отношений этого представления; дальнейшие наблюдения, проясняю-щие доминирующие в окончании этого процесса "уверенность" либо "неуверенность", философия призвана анализировать эквиваленты опыта, предоставляемые реконст-рукцией явлений истории, культуры и жизни людей. Человек способен существовать в этом мире, лишь придавая ему смысл и тем самым из- меняя его. Магически-мифические модели объяснения природы сменились постулатами разумности Все-ленной, неизменности оснований бытия, универсальности прогресса, наличия всеобщих закономерностей. "Благодаря науке, мы обезопасили себя, добившись точности и контроля, с помощью техники мы приспосо-били мир к своим потребностям, — писал Д., — однако одна война и приуготовление к другой напомина-ют, как просто забыть о рубеже, где наши ухищрения не замечать непри-ятных фактов переходят уже в наме-ренную их деформацию". Пафосом инструментализма Д. выступала его убежденность в том, что разумное противодействие нестабильности ми-ра необходимо предполагает пре-дельную степень ответственности интеллектуальной активности человека, познавательную же деятельность последнего правомерно считать прак-тичной, если она оказывается эф-фективной в решении жизненных задач.
Человек самой задачей выжи-вания как биологического вида обречен трансформироваться в ипостась активного участника природных пертурбаций, научное познание всегда фундировалось требованиями здравого смысла, успешная практика обусловливает конечную ценность той или иной гипотезы и теории. Истина не может и не должна стремиться к достижению состояния адекватности мышления бытию, к безгрешному отражению реальнос-ти, истина призвана обеспечивать эвристичность, апробйрованность и надежность ведущей идеи. "Функция интеллекта", согласно Д., не в том, чтобы "копировать объекты ок-ружающего мира", а в том, чтобы ус-танавливать путь "наиболее эффек-тивных и выгодных отношений с этими объектами". Ценности же, столь же виртуальные как и "форма облаков", должны перманентно пе-реосмысливаться и корректироваться этикой и философией, не упуская из виду, естественно, соотношение целей и средств человеческой дея-тельности. Идеи, таким образом, приобретают облик "проектов действий", дуалистическое миропонимание оказывается в ряду чуждых реальному положению вещей моделей трактовки природы, философия может конструктивно решать свои задачи, лишь безоговорочно высво-бодившись от проблемных полей ме-тафизики. Совершенно естественно поэтому, что Д. выступал как побор-ник свободы и достоинства людей, усматривая свободу каждого в первую очередь в том, чтобы умножать ее для других. Абсолютизация же утопических целей, характерная для тоталитарных систем, парализу-ет плодотворные научные дискуссии. Личность, согласно Д., консти-туирует себя в критических актах общественной активности (напри-мер, в процедурах замены отживших политических установлений но-выми) точно так же, как индивид становится подлинно познающим субъектом в контексте осуществления результативных поисковых операций. ("Воспитание и обучение посред-ством деланья" являло собой квинтэс-сенцию педагогической концепции Д. Его программа "прогрессирующего образования", фундировавшаяся идеей о том, что школа — не есть подготовка к жизни, а суть собствен-но жизнь в ее особой форме, постули-ровала важность формирования у де-тей навыков выработки конкретных решений.) Д.
придерживался той точки зрения, что "planned society" (планируемое общество социалистического типа), в границах которого проекты и сценарии развития доводятся сверху, однозначно менее жиз-неспособно и свободно, нежели об-щество, основанное на постоянной естественной самоорганизации по-средством высвобождения своих ре-сурсов в пространстве рыночных отношений ("continuosly planning society"). Определенный практический опыт (в этом контексте) Д. обрел, принимая участие в работе международной комиссии по рассле-дованию деятельности Троцкого. Д. пришел к выводу о его невиновности, чем вызвал раздражение совет-ского руководства. Будучи убеж-денным сторонником демократии и реформ, Д. полагал, что именно и только они в состоянии обеспечить разрешение как парциальных, так и глобальных общественных вопросов.

А. А. Грицанов

ДЮРИНГ (During) Евгений (1833— 1921) — немецкий философ и эконо-мист, профессор механики. Основные работы: "Ценность жизни в смысле героического жизневосприятия" (1865), "Критическая история философии" (1869), "Курс философии" (1875), "Логика и теория науки" (1878), "Ев-рейский вопрос" (1881), "Философия действительности" (1895) и др. Пола-гая философию априорным учением о конечных истинах, стремился создать концепцию "философии дейст-вительности", сопряженной с новым способом мышления. Придавал понятию "сила" статус специфического жизненного принципа, обусловливающего переход от покоя к движению. Ощущения и мысль Д. понимал как состояния возбуждения, активности материи. Д. утверждал конечность Вселенной в пространстве и во времени, а также делимость материи лишь до определенного предела. Первоисточником общественной не-справедливости, существующей в кон-тексте соответствующих форм соци-альной организации, считал насилие. Комментируя социалистически ори-ентированную гипотезу Маркса о том, что частная собственность являет со-бой "первое отрицание" индивидуальной частной собственности, основанной на личном труде, а капиталистическое производство с необходимостью по-рождает отрицание самого себя или "отрицание отрицания", Д.

писал: "Туманная гибридная форма идей Маркса не удивит тех, кто знает, ка-кие причуды можно скомбинировать на такой научной основе, как диа-лектика Гегеля. Необходимо напом-нить, что первое гегелевское отрицание — понятие первородного греха, второе — возвышенное единство, которое ведет к третьему — искупле-нию. Можно ли обосновывать логику фактов на этой игре в аналогии, взятой напрокат из религии... Господин Маркс остается в туманном мире своей собственности, одновременно индивидуальной и социальной, ос-тавляя адептам решить эту глубо-кую диалектическую загадку". Полемика Д. и Энгельса, отраженная в книге последнего "Анти-Дюринг" (1878), сыграла значимую роль в падении распространенности упро-щенных материалистических версий трактовки природы и общества. В целом не весьма удачная попытка Д. выстроить корректную и внутренне непротиворечивую философскую теорию, исходя из материалистических предпосылок, продемонстрировала как историческую бесперспективность этого пути, так и достаточно высокий уровень потенциальной по-лемической защищенности марксиз-ма. Защищенность доктрины Маркса (наглядно проиллюстрированная "Анти-Дюрингом") была обусловлена неакадемизмом, маргинальностью этого учения, а также воинствующим провозглашением им собствен-ной роли как "интеллектуального освободительного движения", а не "школы". Стало очевидным, что им-манентное преодоление марксовой парадигмы — удел науки 20 в.

А. А. Грицанов ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858—1917) — французский социо-лог и философ, родоначальник фран-цузской социологической школы, первый в мире профессор социоло-гии, основатель и издатель журнала "Социологический ежегодник" (1896— 1913). Преподавал в университетах Бордо и Парижа, осуществил инсти- туциализацию социологии во Фран-ции. Основные сочинения: "Элементы социологии" (1889), "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство" (1897), "Элемен-тарные формы религиозной жизни" (1912), "Социология и философия" (1924) и др. Продолжая традиции Конта, Д. испытал также влияние Монтескье, Руссо, Канта, Спенсера. Соглашаясь с Контом о месте социологии в системе наук, доказывая возможность появления социологии только в 19 в., когда люди осознали, что необходимо стремиться самим управлять социальной жизнью, Д. отстаивал специфичность объекта социологии — социальной реальнос-ти, ее несводимость к биопсихической природе индивидов, определил предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему "принудительной силой". Д., являясь главным теоретиком позитивистски ориентированной социологии, разработал теории "социального факта", "социального познания", "соци-альной сплоченности", "функционального анализа", "разделения труда", "самоубийства", "социологии религии" и др. Проблема социального факта прошла красной нитью через все его работы, являясь цементирующим звеном всего круга его идей. По Д., основу социальной жизни со-ставляют социальные факты, не сво-димые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обла-дающие рядом самостоятельных ха-рактеристик. Их главные признаки — объективное, независимое от индивида существование и способ-ность оказывать на индивида давление — "принудительная сила". Д. подразделял социальные факты на: а) морфологические, составляющие "материальный субстрат" общества (физическая и моральная плотность населения, под которой Д. подра-зумевал частоту контактов или ин-тенсивность общения между инди-видами; наличие путей сообщения; характер поселений и т. п.); б) духовные, нематериальные факты ("коллективные представления", со-ставляющие в совокупности коллек-тивное или общее сознание). Д. ис-следовал, главным образом, роль коллективного сознания,его раз-личные формы (религию, мораль, право), придавая ему решающее значение в развитии общества. Теорети-ко-методологическую основу всей концепции Д. составляет социоло-гизм (одна из разновидностей соци-ального реализма). Опираясь на этот принцип, Д. наделял общество чертами физического и морального пре-восходства над индивидом. По Д., человек есть существо двойственное. В нем — два существа: существо ин-дивидуальное, имеющее свои корни в организме, что ограничивает дея-тельность; и существо социальное, которое является в нем представителем наивысшей реальности ин-теллектуального и морального порядка — общества. Без общества, по Д., не было бы ни религии, ни морали, ни политики, ни эконо-мических учреждений. Согласно принципу "социологизма", Д. требовал объяснять "социальное соци-альным", что вело к недооценке других факторов в жизни общества. Вторым теоретико-методологическим принципом учения Д. является "социальная сплоченность". Она играет определяющую роль в его учении о разделении труда, об изменении форм религии, политической власти, экономической организации общества. По мере роста степени со-циальной сплоченности в обществе происходит социальный прогресс. Согласно его взглядам, разделение труда осуществляется как природный процесс, но ему предшествует консенсус всех участников. Различа-ются два его варианта: 1) механичес-кий и 2) органический. Механичес-кая солидарность доминировала в архаическом обществе. В нем люди обладают социальным равенством, против отклоняющегося поведения применяются крайне строгие санкции, а индивиды не имеют возмож-ностей для развития своих способно-стей. Органическая солидарность характерна для современного обще-ства. Здесь обмен человеческой дея-тельностью, ее продуктами предпо-лагает зависимость членов общества друг от друга. Поскольку каждый из них несовершенен в отдельности, функцией общественного разделения труда является интегрирование индивидов, обеспечение единства со-циального организма, формирования чувства солидарности. Последнюю Д. рассматривает как высший моральный принцип, высшую уни-версальную ценность. В современ-ных условиях для развития солидар-ности, по Д., необходимо создавать профессиональные корпорации. Они должны выполнять широкий круг общественных функций, от произ-водственных до культурных и мо-ральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, регулирующие отношения между трудом и капи-талом, способствующие развитию личности и преодолению кризиса в обществе. Весьма существенное зна-чение в развитии общества Д. при-давал религии. Во всех его книгах проводится идея, что религия — естественный продукт развития общества. Проследив историю развития религии, начиная от австра-лийской тотемической культуры и заканчивая буржуазной культурой, Д. убедительно доказал, что "реальный" и "подлинный" объект всех религиозных культов — общество, а главные социальные функции религии — воссоздание сплоченности и выдвижение идеалов, стимулирующих общественное развитие. Д. подчеркивал значение религии в сохранении нравственных ценностей, в воспитании человека, в утверж-дении "позитивной солидарности", "гуманного права". В силу этого он доказывал необходимость религии в обществе, но не "божественной", а "социальной". Наибольшую попу-лярность во всем мире принесла Д. его книга "Самоубийство". Отвергая существовавшие концепции об ис-ключительно психологической ос-нове самоубийства, Д. доказал, что причиной его является социальная жизнь, ее ценностно-норматив- ный характер, определенная интен-сивность социальных связей. Он выделил три типа самоубийства: 1) эгоистическое самоубийство, представляющее собой протест индивида против нормативов, условий жизни, созданных семьей, социаль-ной группой; 2) альтруистическое самоубийство, вызываемое сущест-вующими нормами необходимости приношения себя в жертву кому-то (самосожжение жены после смерти мужа, самопожертвование солдата "во имя Родины", самоубийство ро-дителей, чтобы облегчить жизнь де-тей и т. п.); 3) аномическое само-убийство, представляющее собой протест против существующих об-щественных порядков (тирании, фашизма и т. п.). Опираясь на ог-ромный фактический материал, Д. доказал, что процент самоубийств летом выше, чем зимой; в городах выше, чем на селе; среди протестантов больше, чем у католиков; среди одиноких или разведенных больше, чем у семейных. Теоретические раз-работки, методика исследования са-моубийства, разработанные Д., ис-пользуются и ныне социологами, изучающими эти проблемы. Созданная им социальная философия и со-циологическая теория покоятся на всесторонне разработанном кате-гориальном аппарате. В его книгах были разработаны важнейшие кате-гории: "время", "пространство", "структура", "функция", "общест-венные классы", "историческая мысль", "общественные противоречия", "коллективные представления" и др. Д. полагал, что поскольку категории являются концептами, то нетрудно понять, что они должны быть результатом коллективной работы общества. "Истинно-человечес- кая мысль, — писал Д., — не есть нечто, первоначально данное; она продукт истории; это — идеальный предел, к которому мы все более и более приближаемся, но которого мы, вероятно, никогда не достиг-нем". Подчеркивая субъективную сторону категорий, их историчность, Д. не отрицал их объективное содер-жание. "Из того, что идеи времени, пространства, рода, причинности по-строены из социальных элементов, не следует, что они лишены всякой объективной ценности". Д. оставил не только великое литературное на-следство, оригинальную социологи-ческую теорию, но и большую социо-логическую школу. Основанная Д. школа, группировавшаяся вокруг издаваемого им журнала, успешно развивала и пропагандировала идеи Д. даже во время первой и второй мировых войн. Каждый из учеников Д. (С. Бугле, Ж. Дави, Мосс, П. Фо- конне, М. Хальбвакс и др.) создавал свое направление в социологии, но на теоретическом фундаменте Д. Они и их ученики успешно защищали и защищают сейчас социоло-гическую теорию Д. от нападок со стороны феноменологов, марксистов, экзистенциалистов.

Г. П.Давидюк

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ДХАРМА:

  1. ДХАРМА
  2. 8. Политико-правовые учения Древней Индии
  3. БУДДА
  4. БУДДА
  5. Миманса
  6. БУДДИЗМ
  7. Упанишады
  8. ИНДУИЗМ
  9. БУДДИЗМ
  10. ВЕДЫ
  11. РЕИНКАРНАЦИЯ (инд. "сансара", греч. "метемпсихоза" - переселение душ, перевоплощение
  12. РЕИНКАРНАЦИЯ
  13. БУДДИЗМ
  14. 1. Философия в Древней Индии
  15. БХАГАВАД-ГИТА
  16. Этико-социальная доктрина
  17. ИНДУИЗМ
  18. БХАГАВАД-ГИТА" (Бхагавадгита
  19. РЕЛИГИЯ (лат. religio - благочестие, набожность, святыня
  20. РЕЛИГИЯ