Диалектика
ДиогенЛаэртский VII. (41). Что касается логики, «•то некоторые говорят, что она подразделяется на ''• два предмета: риторику и диалектику. Одни присовокупляют способ определения и то, что касается правил и мерил, другие исключают учение об определениях.
(42) ...Риторику они считают умением хорошо говорить, излагая что-то, а диалектику — уме-'-нием правильно вести беседу, ставя вопросы и давая I -ответы. Поэтому ее определяют также как знание ис659тинного и ложного и того, что не есть ни то, ни другое. Самое риторику они делят на три части: совеща-тельную, судебную и торжественную. (43) К ней относится нахождение [доводов], способ выражения, расположение [слов] и способ произнесения. Сама риторическая речь состоит из вступления, изложения, возражения [противнику] и заключительной части. Диалектика делится на части, из которых одна касается смысла, другая — словесного выражения... (45) Они говорят, что учение о силлогизмах очень полезно. В самом деле, силлогизм обладает доказательной силой, что содействует образованию правильных положений, упорядочивает знания, укрепляет нашу память.
Само же рассуждение состоит из посылок и заключения. Силлогизм — это вытекающее из них умозаключение. Доказательство — это рассуждение, делающее вывод о менее понятном через более понятное... (46) Диалектика, говорят они, необходима, она прекрасное качество, охватывающее как вид [другие] прекрасные качества: неторопливость, подсказывающую нам, когда следует и когда не следует соглашаться; осмотрительность, содействующую приведению доводов против кажущегося правдоподобным, чтобы не поддаться ему, (47) нео-провержимость — силу к доводах, чтобы не отклоняться от них к противоположному; серьезность — способность приводить представления к правильным суждениям. Само же знание, говорят они, — это верное постижение или надежное средство закрепить представления силой разума. Без диалектического познания мудрец не будет безупречным в рассуждении. Ведь именно при помощи диалектики распознают истину и ложь, различают суждение убедительное и суждение сомнительное. Без диалектики невозможно ни правильно спрашивать, ни правильно отвечать. (48) Опрометчивость в высказываниях распространяется на существующее, что приводит тех, кто не искушен в представлениях, к непристойному поведению и легкомыслию. И нет иного средства у муд-реца, [кроме диалектики], обнаружить остроту своего ума, проницательность и умение рассуждать.660
Один и тот же человек должен правильно говорить и правильно размышлять, а также рассуждать по поводу высказанных положений, отвечать на вопросы, и все это свойственно человеку, сведущему в диалектике.
ДиогенЛаэртский VII. (55) Что касается диалектического познания, то большая часть [стоиков] единодушно считает, что следует начинать с изучения звука. Звук — это колыхание воздуха, или, как говорит Диоген Вавилонский в своем «Искусстве речи», одному лишь слуху свойственное восприятие... По [учению] стоиков, звук — это также тело, как говорит Архедем в [сочинении] о голосе, Диоген, Антипатр, а также Хрисипп во второй книге о явлениях природы. (56) Ведь все, что оказывает действие, есть тело. Оказывает действие и звук, поскольку он переходит от произносящего его к слушающему.
п.
Еще по теме Диалектика:
- ДИАЛЕКТИКА
- ДИАЛЕКТИКА
- Отрицательная диалектика
- Диалектика знания
- «Диалектика» Аристотеля
- ДИАЛЕКТИКА
- Диалектики и антидиалектики
- НЕГАТИВНАЯ ДИАЛЕКТИКА
- Диалектика бытия
- Платон II: теория познания, диалектика
- 3. Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия
- АКСЕЛЬРОД
- ПРОТИВОРЕЧИЕ
- Диалектическая концепция развития
- ПРОТИВОРЕЧИЕ
- АСКЕТИЗМ
- НАГАРДЖУНА
- Абсолют АБЕЛЯР Пьер (1079—1142) — средневековый философ, теолог, поэт