ДИСКУРСИВНЫЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
— трансформации, которым подвергаются в разных дискурсивных сферах основные эпистемические сущности (знание, мнение, вера, факт) и процедуры (верификация, истинностная оценка и т.
п.). Содержательная специфика и степень значимости основных эпистемических сущностей обнаруживает сильную зависимость от дискурсивной "системы коорди-нат", в которой они реализуются в конкретном акте речевой и мысли-тельной деятельности. Каждый тип дискурсии базируется наспецифиче-Дискурсивные эпистемические 319 трансформации
ской иерархической системе основных когниций, каждая из которых получает в конкретной дискурсивной практике своеобразное семантическое наполнение. Научный дискурс конституируется как дискурс знания (причем последнее реализуется как собственно фактуальное знание, так и как обоснованное, ве-рифицированное мнение). Религиозный дискурс представляет собой дискурс веры, доминирующей над рациональным знанием и при этом не исключающей, а, напротив, предпо-лагающей знание-откровение.
Поли-тический дискурс в наиболее репрезен-тативных формах представляет собой диалог неравноправных в эпистеми- ческом отношений мнений, так как строится как явное или скрытое диа-логическое противопоставление "своей" (т. е. правильной) и "чужой" (т. е. ошибочной) точек зрения — что, впрочем, не относится к полити-ческой дискурсии тоталитарного об-щества, где любое высказывание дискурса власти наделяется эписте- мическим статусом знания, а любое высказывания дискурса инакомыс-лия интерпретируется как ошибочное мнение или сознательная ложь. При этом в каждой дискурсивной сфере названные эпистемические сущности различаются в плане аксиологической ценности и субъектной распределенности. Так, в сфере ре-лигиозной дискурсивной практики вера как глобальная мировоззренческая категория представляет собой наивысшую интерсубъектную ценность. В то же время в сфере научной дискурсии, индифферентной к вере- верованию, оказывается частично востребованной вера в своем сугубо гносеологическом аспекте, причем данная семантическая разновидность веры, как правило, редуцируется к неполноценному, "недовери- фицированному" мнению, к тому же локализованному в концептуальной сфере другого. Позиция "я"-субъек- та научного дискурса идиосинкра- тична по отношению к вере, а относимые к "другому" высказывания типа "он верит, что шизоанализ Делёза (концепция Другого у Бубера, теория прототипов Рош или др.) — истина в последней инстанции" при-обретают очевидный оттенок снис-хождения к чужому заблуждению. Нетождественными для разных дис-курсивных сфер являются и принятые стандарты верификации. Так, верификация в научном дискурсе опирается на стандарты как эмпирического, так и логического доказа-тельства: подразумевается, что суждения должны согласовываться как с опытными данными, так и с доказанными теоретическими положениями. В сфере религиозной дискурсии истинность понимается не как соответствие действительности, а как соответствие высшему, сакраль-ному носителю истинности — Текс- ту, и соответственно операция вери-фикации, по сути дела сплавленная в единое целое с операцией объясне-ния, носит отсылочный текстуальный характер; при этом попытки применения в сфере религиозной дискурсии чуждых ей логизированных, подчеркнуто рациональных верификационных процедур расцениваются как бесполезные, бессмысленные и даже, по выражению отца С. Булгакова, "безвкусные". Соответственно трансформируется и понятие факта. В то время как в сфере научной дискурсии суждение "Бог создал человека" относится к классу неверифициру- емых пропозиций и не удовлетворяет требованиям, предъявляемым к факту, — в рамках религиозной дискур-сии приведенное суждение рассма-тривается как доказанный факт, соответствующий содержанию сак-рального Текста и тем самым про-шедший вполне адекватную верифи-кационную процедуру. В сфере же политического дискурса любое суж-дение оценочного, интерпретирующего, прогностического характера, с логической точки зрения не подда-ющееся процедурам установления истинности, легко может быть иден-тифицировано как факт при условии совместимости с картиной мира дис- курсирующего субъекта. Не менее заметны трансформации, которым в различных дискурсивных сферах подвергаются принципы истинностной оценки высказывания/текста. В любой дискурсивной сфере оценочная контрдискурсия может осу-ществляться в рамках критериев "верно/неверно", "правильно/не-правильно". При этом научная и ре-лигиозная контрдискурсия пред-полагают соблюдение презумпции искренности субъекта оцениваемого текста, а отклонения от истины рас-сматриваются в данных дискурсивных сферах как не контролируемые субъектом (т. е. как ошибка, за-блуждение, иллюзия и т. п.); кроме того, истинностная оценка религиозного текста может дополняться таким специфическим параметром, как степень достаточности веры автора. Субъект же политического дис-курса лишен презумпции искренно-сти, вследствие чего в рамках данной дискурсивной сферы истинностная оценка легко переходит из области неконтролируемых заблуждений в область приписываемой оппоненту сознательной лжи (фальсификации, дезинформации и т. п.). Таким образом, для адекватного анализа эпи- стемических параметров речевой и мыслительной деятельности весьма важным оказывается требование четкой фиксации границ дискурсивной сферы, в которой эта деятельность осуществляется. (См. также Вера, Верификация, Дискурс, Знание, Истина, Факт.)Е. Г. Тарасевич
Еще по теме ДИСКУРСИВНЫЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ:
- ДИСКУРСИВНЫЙ
- Тема X. ПРЕОБРАЗОВАНИЕАГРАРНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ РЫНОЧНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
- РЕФРЕЙМИНГ И ТРАНСФОРМАЦИЯ СМЫСЛА
- 4.1. Общие черты основных моделей рыночной трансформации
- 8.2. Трансформация системы социального партнерства в условиях глобализации
- Трансформация j Положительный Отклик и Следующий Шаг — прочь отвозражений
- 2.2. Провалы (фиаско) рынка и их трансформация в функции государства
- 1.1. ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ПОЛЬСКИХ БАНКОВ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ
- 3. ПАНТЕИСТИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СРЕДНЕВЕКОВОГО ФИЛОСОФСТВОВАНИЯ В PEHECCAHCHOE В ТВОРЧЕСТВЕ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО
- 10.2. Преобразование отношений земельной собственности и становление новых форм хозяйствования в процессе рыночной трансформации
- ПАРАДИГМА (греч. paradeigma - пример, образец
- 39.Подготовка организации к переходу на МСФО
- ЛОГОМАХИЯ
- ДИСКУРС
- ПОДХОД
- Маренков Н.Л., Веселова Т.Н. Бухгалтерское дело, 2005
- Идея управляемого богатства выразительных средств
- ОПОСРЕДОВАНИЕ
- ИМПИЧМЕНТ (англ. impeachment) - особый порядок ре-ализации ответственности высших должностных лиц государства в ряде зарубежных стран
- ОПОСРЕДОВАНИЕ