ДИСКУРСИВНЫЙ
(позднелат. dis- cursus — рассуждение, довод) — рассудочный, понятийный, логический. Согласно Канту, опосредованное через понятия Д. сознание находится в оппозиции интуитивному, непосредственному сознанию так же, как рассуждение противостоит созерцанию.
А.
Р. УсмановаДИСКУРСИЯ, дискурс (фр. discour — речь) — в широком смысле слова представляет собой сложное единство языковой практики и экстралингвис-тических факторов (значимое поведение, манифестирующееся в доступных чувственному восприятию формах), необходимых для понимания текста, т. е. дающих представление об участниках коммуникации, их установках и целях, условиях производства и восприятия сообщения. Традици-онно дискурс имел значение упоря-доченного письменного, но чаще всего речевого сообщения отдельного субъекта. В последние десятилетия термин получил широкое распространение в гуманитаристике и приобрел новые оттенки значения. Частое отождествление текста и дискурса связано, во-первых, с отсутствием в некоторых европейских языках термина, эквивалентного фр.-англ.
discours (е), а во-вторых, с тем, что ранее в объем понятия "дискурс" включалась лишь языковая практика. По мере становления дискурсно- го анализа как специальной области исследований, выяснилось, что зна-чение дискурса не ограничивается письменной и устной речью, но обо-значает, кроме того, и внеязыковые семиотические процессы. Акцент в интерпретации дискурса ставится на его интеракциональной природе. Дискурс — прежде всего, это речь, погруженная в жизнь, в социальный контекст (по этой причине понятие "дискурс" редко употребляется по отношению к древним текстам). Дискурс не является изолированной текстовой или диалогической струк-турой, ибо гораздо большее значение в его рамках приобретает паралинг- вистическое сопровождение речи, выполняющее ряд функций (ритми-ческую, референтную, семантическую, эмоционально-оценочную и др.). Дискурс — это "существенная составляющая социокультурного взаимодействия" (ван Дейк). Философское звучание термин приобрел благодаря работам Фуко. "Д." понимается им как сложная совокупность языко-вых практик, участвующих в фор-мировании представлений о том объекте, который они подразумевают. В "археологических" и "генеалогических" поисках Фуко "Д." оказывается своеобразным инструментом по-знания, репрезентирующим весьма нетрадиционный подход к анализу культуры. Фуко интересует не дено-тативное значение высказывания, а, наоборот, вычитывание в дискурсе тех значений, которые подразумеваются, но остаются невысказанными, невыраженными, притаившись за фасадом "уже сказанного". В связи с этим возникает проблема анализа "дискурсивного события" в контекс-те внеязыковых условий возникновения дискурсии — экономических, политических и др., которые способ-ствовали, хотя и не гарантировали его появление. Пространство "дис-курсивных практик" обусловлено возможностью сопрягать в речи раз-новременные, ускользающие из-под власти культурной идентификации события, воспроизводя динамику реального. В "Д." Фуко обнаруживает специфическую власть произнесения, наделенную силой нечто утверждать. Говорить — значит обладать властью говорить. В этом отношении дискурс подобен всему остальному в обществе — это такой же объект борьбы за власть. Во многом благодаря работам Фуко, Альтюссера, Деррида, Лакана французская школа дискурсного анализа отличается большей философской направленностью, вниманием к идеологическим, историческим, психоаналитическим аспектам дискурса. Сегодня анализ дискурса представляет собой междисциплинарную область знания; теория дискурса развивается в линг-вистике текста, психолингвистике, семиотике, риторике.А. Р. Усманова
Еще по теме ДИСКУРСИВНЫЙ:
- ДИСКУРСИВНЫЕ ЭПИСТЕМИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ
- ЛОГОМАХИЯ
- ДИСКУРС
- Идея управляемого богатства выразительных средств
- ОПОСРЕДОВАНИЕ
- ОПОСРЕДОВАНИЕ
- ФРЕЙДИЗМ
- Рабочий проект и выведение продукта на рынок
- ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ ОЗНАЧАЕМОЕ
- Перекличка взглядов на концепты
- ПОСТМЕТАФИЗИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
- ВЛАСТЬ
- ВЛАСТЬ
- СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
- тотемизм
- АВТОМАТИЗМ
- ВОЛЯ