<<
>>

ДЖАЙНИЗМ

— индийское религиозно-философское учение, оформившееся одновременно с буд-дизмом в VI—V вв. до н. э. в качестве идейного противовеса кастовому, аристократически замкнутому брахманизму, отрицающее авторитет Вед и открытое для всех слоев населения. Основателем его считается странствующий проповедник Вард- хамана, прозванный Махавира («Великий герой») и Джина («Победитель»). Философия джайнов отвергает бытие Бога, утверждает реальность внешнего мира, верит в наличие многих первичных субстанций.

При этом духовная реальность, душа и вообще живое (джива) признается выше неживых субстанций (ад- жива). Поэтому одной из главных черт джайнизма является сострадание ко всем существам и принцип ахимсы — непричинения вреда жи-вому. Карма (как совокупность всех тенденций, порожденных жизнью души в ее прошлых воплощениях) считается основой, на которую «налипает» более грубая материя. Цель

избавиться от кармы, освободить дживу от материи и достичь освобождения (мокши). В центре учения

проблема личности и обоснование путей ее перехода от несовер-шенного бытия к совершенному — нирване. Для этого необходимы истинная вера, истинное познание, праведная жизнь. Члены общины Джайнов (миряне) должны вы-полнять пять основных обетов: не вредить живому, не красть, не лгать, не прелюбодействовать, не стяжать. Соблюдается также множество дополнительных самоог-раничений. Особо строгие правила жизни соблюдаются монаха- ми-аскетами. Джайнизм до настоящего времени сохранил в Индии значительное влияние (несколько миллионов приверженцев) в ос-новном среди торговцев и ремесленников (сельское хозяйство, со-пряженное с убийством живых существ, неприемлемо для джай- нистов).

ДЖЕМС Уильям (1842— 1910) — американский философ и психолог, один из родоначальников прагматизма. Развил идеи Ч. Пирса, положив их в основание своего учения. Основные идеи Джемса: 1) Принцип «воли к ве-ре». Если жизненно важный выбор невозможно сделать рационально, человек имеет право осуществить это действие иррацио-нально, основываясь на эмоциях, т. е. «поверив» в то или иное. На принципе «воли к вере» Джемс обосновывает идею примата идеальных, духовных ценностей над ценностями материального мира. 2) Теория истины как наибольшей полезности для достижения цели, поставленной человеком. Все, приносящее благо, есть истина. 3) Радикальный эмпиризм Джемса — учение об универсальном опыте, в котором объединены понятия «плюралистической все-ленной» и «потока сознания». Первая есть хаос, подвластный целенаправленному изменению, «жужжащий беспорядок», предоставляющий человеческой деятельнрсти не-ограниченные возможности для творчества. Под «потоком сознания» подразумевается человеческий опыт, складывающийся из взаимодействия хаотических ощущений, из массы которых человек посредством волевого акта выделяет важнейшие, наиболее полезные для решения поставленной задачи. Идея «потока сознания» оказала большое влияние на развитие мирового ис-кусства первой половины XX в. В соответствии со своим учением Джемс утверждал, что, хотя мир на данном этапе весьма далек от совершенства, имеются безграничные возможности для его улучшения, при наличии двух условий: веры в это людей и их объединения для достижения цели. Основные произведения: «Зависимость веры от воли», «Многообразие религиозного опыта», «Прагматизм», «Вселенная с плюралистической точки зрения».

<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ДЖАЙНИЗМ:

  1. ДЖАЙНИЗМ
  2. ДЖАЙНИЗМ
  3. Индия III / Джайнизм; буддизм 2
  4. ПРИНЦИП НИРВАНЫ
  5. 1. Становление философии в Древней Индии
  6. ПРИНЦИП НИРВАНЫ
  7. ИНДУИЗМ
  8. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  9. ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. Миманса
  11. ВЕДАНТА
  12. Содержание
  13. ИНДЕТЕРМИНИЗМ
  14. 3. Зарождение философии в Древней Элладе
  15. ВЕДЫ