<<
>>

Джон Локк

(1632—1704) — один из OCHOBJ- ных представителей английского эмпщ- ризма, т.е. философии, кладущей в своко основу опыт'.

любое знание зависит от опыта и подлежит его проверке.

Его взгляды на государство, веротерпи-мость и педагогику оказали большое воз*- действие на Просвещение и либерализм їв политике.

Средоточие философии Локкл — его тео>- рия познания, изложенная в "Essay сощ- cerning Human Understanding" ("Опыте <о человеческом разумении"). Ее задача — объяснить происхождение и основы человеческого познания и найти границы по-знавательной способности рассудка. В сознании каждого человека изначально содержатся представления, которые Лок.к называет идеями.

"Все, что разум воспринимает в себе cai- мом или что является непосредственным объектом восприятия, мышления ИЛ1и рассудка, я называю идеей". Но откуда же берутся идеи? Они происходят исключительно из опыта. Лок.к оспаривает теорию врожденных идей, су-ществующих в человеке до всякого опыта (так наз. иннатизм — напр. у ДЕКАРТА). Сразу после рождения разум подобен чистому листу бумаги ("white paper" (англ.), или "tabula rasa" (лат.) — чистая дощечка для письма). Все определенные представления возникают лишь в ходе приобретения опыта и из него. Но сама по себе способность к представлениям уже заложена в человеке. У опыта есть два источника:

внешнее чувственное восприятие (sensation) и внутреннее самовосприятце (reflection), относящееся к актам мышления, воления, веры и т.д. Возникающие из обоих источников пред-ставления бывают или простыми, или сложными.

Простые идеи разделяются, в свою очередь, на идеи, которые

воспринимаются лишь одним чувством (напр., цвет, звук);

воспринимаются несколькими чувствами (пространство, движение);

возникают в результате рефлексии (процессы сознания);

и те, в которых участвуют вместе реф-лексия и внешнее восприятие (время, удовольствие).

В отношении этих простых представлений разум ведет себя пассивно:

они непосредственно обусловлены исходящими от объекта раздражениями.

В чувственном восприятии Локк различает первичные качества, свойственные внешним вещам как таковым (напр., протя-женность, форма, плотность, число), и

вторичные, субъективные качества, каковы цвет, вкус, запах, которые в субъекте являются лишь ощущениями. Но разум обладает и активной способностью путем сравнения, расчленения, связывания и абстрагирования производить сложные идеи, составные части которых, однако, — опять-таки простые идеи. Человек развивает три вида сложных идей: идеи субстанции, модусов и отношений. Субстанции — это либо существующие сами по себе единичные вещи, либо виды (напр., человек, растение). Модусы суть сложные идеи, которые не существуют сами по себе, а встречаются в субстанциях (так, день есть простой модус времени). Наряду с ними существуют смешанные модусы, к которым относятся и моральные понятия (напр. справедливости).

Отношения суть такие идеи, как идеи причины и следствия. Книга IV "Опыта" содержит определение знания:

"Разум, мысля и делая выводы, не имеет никакого иного непосредственного объекта, кроме собственных идей... Поэтому очевидно, что наше познание имеет дело лишь со своими идеями. Познание, кажется мне, есть не что иное как восприятие связи и согласованности или несогласованности и разлада между какими-либо нашими идеями". Поэтому объем нашего знания ограничен: он простирается не дальше, чем наши идеи, и притом настолько, насколько мы в состоянии воспринять их согласованность или несогласованость. Мы даже не можем охватить взглядом все наши идеи и возможные отношения между ними. Поэтому по-стижение нашим знанием реальности вещей ограниченно, и притом настолько, насколько позволяет наше восприятие. Локк различает несколько ступеней знания в зависимости от степени его ясности:

высшую ступень занимает интуитивное знание. Здесь разум воспринимает согласованность или несогласованность двух идей непосредственно через себя самого (напр., что круг не есть треугольник);

на ступени демонстративного знания разум, правда, познает согласованность или несогласованность идей, но не непосредственно, а при помощи других идей.

Сюда относятся доказательства на основе вывода;

наконец, существует сенситивное знание о существовании отдельных конечных сущностей вне нас.

Истина, по ЛОККУ, имеет отношение лишь к высказываниям, поскольку она заключается в правильном связывании или разделении знаков в смысле их согласования с обозначаемыми предметами.

Накопление богатства

Проклятье Божественные установления

Грех Долг Благо Осуждение Гражданские установления

Нарушение Право права Безупречность Презрение Философские установления

Порок Добродетель Уважение А. Законы морали

Первоначальная общность Присвоение через труд имущества

ограниченная собственность через введение денег Выработанный излишек

— ~Т Капитал

Покупка рабочей рилы

ч Накопление.. \ богатства

В. Возникновение частной собственности Поскольку наше знание ограниченно, а полная достоверность, как правило, недостижима, большую роль для конкретной жизнедеятельности приобретает вероят-ность, восполняющая недостающее знание. Она затрагивает высказывания, отно-сительно которых на основании собственного опыта или свидетельств других людей мы имеем повод считать их истинными. Установку разума в отношении таких высказываний называют верой, одоб-рением или мнением.

Содержанием практической философии

у ЛОККА является все то,

"чем человек должен заниматься как существо, действующее разумно и сознательно, для достижения какой-либо цели и в особенности своего счастья". Добро и зло определяются в соответствии с тем, что они порождают — радость или боль. Человеческие желания ориентируются так, чтобы получать радость (счастье) и избегать боли, которые, таким образом, и выступают мерилом поступков. Следо-вательно, нормообразующие принципы, т.е. законы морали, должны быть связаны с воздаянием или карой.

"Добро или зло в морали суть в соответствии с этим лишь согласованность или несогласованность наших волевых действий с законом, благодаря чему мы, по воле и власти законодателя, заслуживаем добра или зла". Есть 3 вида законов морали:

божественный закон: грех и долг в. качестве меры, как она непосредственно дана человеку Богом, будучи связана с потусторонними карой или воздаянием;

гражданский закон: нормы наказуемости деяний, установленные государством;

закон общественного мнения, или молвы, называемый Локком также философским законом, поскольку этим по большей части занималась философия: это критерий различения добродетели и порока, влекущих за собой уважение или презрение.

Философия государства ЛОККА изложена им в "Двух трактатах о государственном правлении". Для ответа на вопрос о про-исхождении государства он, как и ГОББС, пользуется теорией естественного состояния и общественного договора.

В естественном состоянии, предшествовавшем объединению людей в государство, царили абсолютная свобода и всеобщее равенство. Каждый человек обладал неограниченным правом распоряжаться собой и своей соб-ственностью.

Тем не менее каждый подвержен естественному закону, основной нормой ко-торого выступает сохранение сотворенной Богом природы.

Так, естественное право запрещает на-носить ущерб жизни, здоровью, свободе и собственности других или губить их.

Поэтому естественное состояние, в отличие от теории ГОББСА, МОГЛО бы быть мирным, если бы отдельные люди постоянно не пренебрегали естественным законом. Поскольку все равны, каждый имеет право быть судьей и самочинно осуждать и карать того, кто нарушил мир.

Но поскольку тогда каждый был бы судьей в собственном деле, это фактически привело бы к постоянному состоянию войны, если бы не было никакой стоящей над всеми инстанции, в руках которой оказались бы обязательные для всех судоговорение и исполнение при-говора.

Для установления мира и в целях самосохранения люди на основе общественного договора объединяются в общество, передавая право законодательства, судебную и исполнительную власть одной стоящей над всеми инстанции.

Но государственная власть связана с естественным законом, который особенно покровительствует самосохранению индивида, его свободе и собственности, а благо целого является при этом общеобязательной нормой. Разделение властей предназначено для того, чтобы отвести угрозу абсолютизма власти.

Если обладатель власти нарушает законы, народ имеет право сместить его путем революции. В отношении отправления культов Локк требует от государства веротерпимости. Каждый имеет право выбирать себе ре-лигиозную общину, а государство не имеет права вмешиваться в ее дела.

Особая тема — оправдание Локком частной собственности. В естественном состоя-нии царит общность имущества. Но при-родные богатства должны быть присвоены, чтобы ими можно было пользоваться, обеспечивая тем самым самосохранение. Переход к частной собственности происходит на почве труда.

Каждый человек обладает правом собственности на свою личность, а то, что он получил от природы собственным трудом, добавив к ней тем самым что- то от себя, тоже становится его соб-ственностью. Но поскольку каждый вправе накопить лишь столько, сколько может потребить, то поначалу никаких больших богатств не возникает.

Положение меняется с введением денег, происходящим со всеобщего согласия. Поскольку это позволяет человеку извлечь больше экономической выгоды, чем он в СОСТОЯНИИ потребить, начинается накопление богатств, в том числе и земельных угодий. Поскольку введение денег произошло со всеобщего согласия, то и возникающее отсюда неравное распределение собственности уже в естественном состоянии молчаливо принимается в качестве законного. Чувственные идеи Аффекция Постоянство

Порядок Интенсивность Перманентная перцепция Идеи воображения Произвольны Неустойчивы Конечный разум (человек)

Бесконечный разум (Бог)

А. Идеи и разум

В. Бог координирует восприятия

С. Критика учения об абстрактных идеях

Ирландский философ и теолог, епископ Джордж Беркли (1685—1753), полемизируя с учениями ДЕКАРТА, МАЛЬБРАНША И ЛОККА, создает свою теорию имматериализма. БЕРКЛИ ИСХОДИТ ИЗ предпосылки ЛОККА, со-гласно которой непосредствеными объектами мышления могут бьггь лишь идеи (представления). Имеется два класса идей:

идеи, допускающие произвольное изменение и тем самым порождаемые субъек-тивным воображением;

идеи, не порождаемые субъектом по своему желанию, а являющиеся чувственными восприятиями, полученными извне.

Обычно считают, что источник этого второго класса идей — материальные вещи внешнего мира. На такой "материализм" и обрушивается БЕРКЛИ, пытаясь показать, что нет нужды признавать материальные вещи источником идей и что бытие объектов есть не что иное как содержание чувственного восприятия.

"Когда я говорю: стол, на котором я пишу, существует, это значит: я вижу и ощущаю его; если бы я был за стенами моего кабинета, то мог бы высказаться о его бытии в том смысле, что, будучи в кабинете, я мог бы перципировать [воспринимать] его или что сейчас его перципирует ум какого-нибудь другого человека. ... Бытие таких вещей есть воспринимаемость. Невозможно, чтобы они как-либо существовали вне разума или мыслящего существа, которым они перципируются". Поэтому основной тезис БЕРКЛИ гласит: esse est percipi aut регсіреге (быть для объекта значит быть воспринимаемым, для субъекта — воспринимать). Существуют лишь идеи и разум, материи не существует. Разум отличается от идей в качестве воспринимающего, т.е. того, в чем они существуют. Его деятельность заключается в волении, воображении, воспоминании, установлении отношений между идеями.

По БЕРКЛИ, материю признают те, кто ошибочно признает существование абст-рактных идей. Он же утверждает, что представить себе идею, лишенную конкретной определенности, невозможно. Нельзя помыслить идею движения, не мысля в то же время чего-то медленного или быстрого, идею протяженности — не мысля цвета и величины, т.е. какого- либо чувственного качества. Признавать существование абстрактных идей можно лишь потому, что в языке имеются выражения с обобщающим смыслом. Тогда слова принимают за имена, полагая, будто имени чего-либо всеобщего должно соответствовать и существование чего-либо всеобщего.

Таким образом, признание материи означает не что иное как абстрактную идею какой-то "вещи без определений", которая, по БЕРКЛИ, просто немыслима.

БЕРКЛИ настаивает на существовании внешней, независимой от субъекта действительности, данной в чувственных восприятиях. Но поскольку она нематери-альна, а идеи существуют лишь в каком- либо разуме, то "объекты" чувственных идей должны существовать в каком-нибудь другом разуме, который их перципирует.

"...подлинное дерево, существующее независимо от моего разума, поистине познается и воспринимается беско-нечным разумом Бога.... Запечатленные в чувствах творцом природы идеи на-зываются реальными вещами. ...равным образом они обладают определенными постоянством, порядком и связью и не могут порождаться произ-вольно".

"Вещи", таким образом, для БЕРКЛИ суть не что иное как комплексы идей, перципируемые Богом и возникающие в нас благодаря аффекции (возбуждению) нашего ума. Порядок и связи, установленные Богом между идеями, называются законами природы.

Стало быть, БЕРКЛИ не отрицает действительности внешнего мира, познаваемой нашим чувственным восприятием, — он отрицает лишь ее материальность.

"Я нимало не сомневаюсь в том, что вещи, которые я вижу своими глазами и трогаю своими руками, существуют, - действительно существуют. Единствен-ное, существование чего я оспариваю, — то, что философы называют материей или вещественной субстанцией".

Поскольку идеи не воздействуют на идеи, тот факт, что в разных субъектах идеи возникают сходным образом (напр., при созерцании одного и того же объекта), что субъекты находят общий язык и вообще могуґ оперировать с объектами совместно, БЕРКЛИ приходится объяснять вмешательством Бога, который должен согла-совывать между собой различные восприятия и действия.

Из теории БЕРКЛИ ДЛЯ естествознания следует, что оно должно иметь дело не с взаимодействием материальных объектов, а с наблюдением и описанием зако-номерностей, соответствующих перма-нентному порядку, по которому Бог творит идеи и связывает их друг с другом.

БЕРКЛИ ставил себе цель укрепить своим учением нравственность и веру, усматривая в материализме причину атеизма.

А. Содержания сознания (перцепции)

<< | >>
Источник: Кунцман П., Буркард Ф.-П., Видман Ф.. Философия: dtv-Atlas. 2002

Еще по теме Джон Локк:

  1. ДЖОН ЛОКК.
  2. д-р Джон колеман «КОМИТЕТ 300. тайны мирового правительства»Отрывки из книги
  3. 6. Характеристика философии нового времени (XVI-ХVIII).Ее основные направления и виднейшие представители(Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Спиноза, Лейбниц, Беркли, Юм).
  4. Почему президент Джон Кеннеди был застрелен, а президент Франклин Рузвельт нет
  5. УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода
  6. РЕФЛЕКСИЯ
  7. Виды знания и эмпиристическая попытка объяснения достоверного знания
  8. Идеи Локка в последующей философской мысли
  9. Социально-философские и общественно-политические идеи Локка
  10. ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria - опыт
  11. ЯЗЫК И РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ
  12. НОМИНАЛИЗМ (от лаг. nomen, nominis — имя
  13. ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
  14. Секрет 4:Узнайте, что такое переговоры
  15. ЭМПИРИЗМ