ДОБРО и 3JIO
— категории этики и понятия морального сознания, в предельно общей форме показываю-щие разграничение нравственного и безнравственного, должного и пре-досудительного в мотивации дея-тельности и поступках, моральных качествах и отношениях человека, социальных явлениях.
Основными этическими версиями Д. и 3. являются натуралистическая, исходящая из природы человека, его удовольствий и наслаждений (гедонизм), счастья и несчастья (эвдемонизм), стремления к пользе и выгоде (утилитаризм), де-ловому успеху (прагматизм); субъек-тивистская, интерпретирующая Д. и 3. как акты свободного выбора (эк-зистенциализм), выражение языка и эмоций (неопозитивизм); метафи-зическая с поисками безусловного внешнего источника Д. и 3., в роли которого выступает космос, абстракт-ная идея Блага, природа, вечные идеи, Бог, априорный моральный закон, абсолютный дух; социальная, объясняющая Д. и 3. особенностями общественной практики, системой конвенций. Феноменологически Д. и 3. проявляются как нормативно- оценочные понятия и явления, и,в зависимости от того, что подлежит оценке, выделяют добродетели, имеющие моральную ценность, и пороки, не содержащие ее. К наиболее известным комплексам добродетелей относят со времен Сократа мудрость, мужество, умеренность, справедливость; христианские добродетели веры, на-дежды, любви, покаяния и смирения, милосердия и сострадания; добродете-ли этики ненасилия: толерантность, согласие, любовь, понимание. Проявления Д. в жизни связаны с ценностями здоровья, мира, экологии, идеями альтруизма, добровольности поступка, долженствованием, са-моидентификацией, отношением к человеку как цели. К распространенным проявлениям 3. относят различные формы деструктивности и девиаций, враждебность и равнодушие к человеку, отношение к нему как к средству, невежество, грехов-ность и порочность, корыстные ориен-тации. Д. и 3. следует рассматривать диалектически, пытаясь осознать меру Д., за пределами которой оно стано-вится 3. Оппозиция Д. и 3. показывает несоответствие между должным и сущим, идеалом и действительностью, мотивами и поступком, само-оценкой и общественным мнением. Очевидна предельная степень относи-тельности данных понятий морального сознания, зачастую их неразличи-мость по причине индивидуальных предпочтений, динамики ситуации с ее переменчивым и необратимым смыслом, определенных социокуль-турных условий, полисемичности и многофункциональности самого феномена морали. Критерий понимания Д. и 3. — в признании абсолют-ной ценности жизни и самоценности индивидуальности. Эта схема имеет множество оттенков и смыслов, связанных с эстетической привлекательностью 3. и его утонченными мораль-ными проявлениями, с возможностью выбора 3. свободным человеком. Технологии нравственного поведения ре-комендуют в затруднительных ситу-ациях правила наименьшего 3. и наибольшего Д. При этом английская пословица гласит, что из двух зол выбирать не стоит, а Бердяев пи-шет, что "нет ничего более злого, чем стремление осуществить во что бы то ни стало благо". Способы противо-стояния 3. связаны с ответной спра-ведливой реакцией на злое деяние, с развитием и приращением сил Д., снижающих реальную и потенциальную опасность аморализма. Очевидна зависимость Д. и 3. от социокуль-турного контекста и от нравственного благополучия человека: форм его деятельности и общения, опытов са-мопознания. Достоевский писал: "Я хочу не такого общества, где бы я не мог делать 3., а такого именно, чтоб я мог делать всякое 3., но не хотел его делать сам".Н. Г. Севастьянова
ДОБШЕВИЧ Бенедикт (1722— 1794) — представитель эклектичес-кой философии в Беларуси и Литве, иезуит. Учился в Новогрудке и Вильне. Преподавал также в Новогрудке и Вильне, с 1773 — декан теологиче-ского факультета Виленской академии. В 1760 издана первая книга Д. "Взгляды новых философов...", фак-тически являющаяся курсом лек-ций, прочитанных автором в Ново- грудском иезуитском коллегиуме.
Другие работы: "Лекции по логике..." (1761), "Философские тезисы" (1762), "Краткие извлечения из универсальной философии" (1771). В этих работах Д. представляет фи-лософскую мысль в Беларуси и Литве переходного периода от схоластики к новой философии. Главной задачей философии (в духе раннего Про-свещения) Д. считает постижение истины и блага. Основой философии он считал разум и естественные науки, стержнем которых является ма-тематика, без которой невозможна рациональная мысль. Первой час-тью философии является логика, опирающаяся на законы математики. Логика выступает по сути в новом качестве методологии, использую-щей истины математики и законы естествознания. Основными принци-пами логики Д. считал принцип до-статочного основания и принцип сомнения. Не. соглашаясь с Вольфом в том, что критерий истины — это только логическое понятие, Д. принимает концепцию Лейбница о двух истинах: необходимой (критерием может быть только разум) и случайной (критерий — индукция, опыт). В логике он стремился учесть и разум, и эксперимент, примирив традиции логики, математики и новации естественных наук. Но все же больше разработан у него анализ по-нятий, то, что мы представляем себе как семантику и прагматику. Так, он показывает как одно и то же ма-тематическое понятие может быть представлено по-разному. Например, прямая линия — кратчайшее рассто-яние между двумя точками, или •— такая линия, конечные пункты которой ограничивают срединные точки, либо — такая линия, все части которой подобны. Вывод: под разными названиями содержится один и тот же смысл. Таких рассуждений у Д. немало, что позволяет говорить о предвосхищении современной логико-семантической парадигмы. Следование методу Декарта и особенно его "методическому сомнению" находит у Д. интерпретацию в духе то-лерантности по отношению к любым иным мнениям, что созвучно современ-ному принципу диалога (М.М. Бах-тин). Более традиционна у Д. мета-физика, которая подразделяется на онтологию, этиологию (учение о причинности), естественную теоло-гию, пневматологию (учение о духах), психологию и космологию. В целом философской системе Д. присущи постоянные противоречия между фи-лософскими и теологическими поло-жениями.Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко
ДОВГИРД Аниол (1776—1835) — белорусский мыслитель, преподава-тель философии, католический свя-щенник. Учился в Вильне, а также в Любешеве и Дубровице у пиаров, у них же принял обет, преподавал в пиарских училищах Беларуси физику, математику и др. предметы. С 1818 — профессор Виленского университета, где с перерывами преподавал до 1832. Опубликовал курс лекций "О логике, метафизике и моральной философии"(1821), а в 1828 — первую часть задуманной трилогии "Логика теоретическая и практическая" (Полоцк). В 1828 за-щитил докторскую диссертацию по теологии "О чудесах". Многие рукописи Д. философского содержания считались погибшими и лишь в 1960-х были найдены Э. К. Дорошевичем. Философия Д. — парадоксальное со-четание теологии и локковско-кон- дильяковского сенсуализма. Был близок шотландской школе. Логика Д. весьма психологизирована и во многом опирается на данные естест-вознания и эксперимент как критерий истинности. Использует модель логики Кондильяка, обогащая ее новыми элементами и активно полеми-зируя с кантианством и юмизмом. Специально разбирает возникнове- ниє и эволюцию детских мыслитель-ных способностей. Критиковал идею трансцендентности, считая ее проти-воречащей принципу теологии. Специально анализировал противоре-чия концепции Канта о ноуменах. Противопоставлял трансцендентальному идеализму философию здравого смысла, тезис вещественности бы-тия материальных предметов (его посмертно опубликованная работа называется "Вещественность челове-ческих знаний", 1839). Философская система Д. включает в себя историю философии, логику, метафизику (на-туральную теологию), моральную фи-лософию. Этика Д. эвдемонистична. Условием морального действия он считал единство совести и знаний, моральный императив формулиро-вал следующим образом: "Всегда де-лай так, чтобы не было стыдно объявить всему миру про свое действие и те мотивы, которые тебя на него подвигли". Высший принцип морали — личная открытость миру. В целом система Д. выходит из теологи-ческой сферы в чисто философскую и сциентистскую, как бы предшест-вуя позитивизму.
Э. К. Дорошевич, В. Л. Абушенко
Еще по теме ДОБРО и 3JIO:
- ДОБРО И 3JIO
- Добро и зло.
- Добро и зло теодицея Августина
- ДОБРО и ЗЛО
- Добро пожаловать в экономику впечатлений!
- Теодицея
- Законы РФ. Конституция Российской Федерации, 2004
- Антропология
- Оглавление
- 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.
- С чего начинаются продажи
- СПРАВЕДЛИВОСТЬ
- ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ
- СОФИСТЫ
- Сверхчеловека НИЦШЕ
- У истины много граней
- ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ КООПЕРАТИВЫ