<<
>>

ДОБРО И 3JIO


— категории этики и идеи морали, выражающие в предельно обобщенном виде должное (нравственную ценность) и недолжное (нравствен-ную антиценность). Добро есть высшее благо как конечная цель, а также восходящая к ней пирамида промежуточных целей, к достижению которых человек обязан стремиться.
Зло — ценност- но-противоположная цель. В некоторых дуалистических учениях — зороастризме, например, утверждается наличие двух противо-борствующих на равных мировых принципов — доброго и злого, необ-ходимость для человека выбора между ними. В европейской культуре преобладает иное понимание их соотнесенности: добро представляет самостоятельное начало бытия, а зло субстанционально не укоренено, оно есть лишь недостаток добра. Такая позиция позволяет обосновывать прогресс в морали, объяснять, почему нравственное совершенствование не сокращает расстояния между должным и сущим, увеличивая, тем не менее, благо в действи-тельности. Для этого надо принять, что осуществление целей, ведущих к благу, открывает новые высоты в добре, поднимая уровень должного. Нравственная обязанность человека — долг состоит в тоу, чтобы, руководствуясь совестью, преобразовы-вать согласно этим целям свой внутренний настрой и поведение, отношение к людям и к миру. Исполнение долга повышает достоинство человека: расширяется область благого в его жизни, растет свобода, развиваются добродетели, — он совершенствуется. Существуют соци- ально-исторические и индивидуальные различия в понимании высшего блага, целей и путей его достижения. Соответственно, идея добра получает различное содержание, отож-дествляясь с той или иной целью: индивидуального счастья, спасения, пользы (личной, общественной), на- слаждения, освобождения, сохра-нения миропорядка и др. В Древней Индии добро определяется в конечном счете ценностями осво-бождения от воплощений и слияния с Брахманом; в Древнем Китае — сохранения традиционного семейно-государственного по-рядка согласно воле Неба; в Античности — следования космическому Логосу; в Христианском Средневековье — Божественным заповедям и примеру Христа. В Новое время в Западном мире на первый план постепенно выдвигается ценность свободного индивида как культурно-исторического существа, развивающегося в единстве с прогрессом человечества. Категорический импе-ратив Канта призывает поступать так, чтобы человечество в лице каждого было свято. Сведение добра к различным видам блага является одним из источников релятивизма в морали и может вести к ограничению ее действенности; остается открытым и вопрос о том, что такое добро само по себе. Известный современный британский этик Дж. Мур полагал, что добро понятийно неопределимо, оно постигается интуитивно. Другую, довольно весомую концепцию выдвинул немецкий фи-лософ Н. Гартман, утверждавший, что добро может быть рационально понято как «телеология ценностей в реальном мире» —
целенаправленное претворение в жизнь ценностей, а зло — как «телеология антиценностей в реальном мире». Оба мыслителя сходятся в признании основополагающей зна-чимости добра в человеческом су-ществовании.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ДОБРО И 3JIO:

  1. ДОБРО и 3JIO
  2. Добро и зло.
  3. Добро и зло теодицея Августина
  4. ДОБРО и ЗЛО
  5. Добро пожаловать в экономику впечатлений!
  6. Теодицея
  7. Законы РФ. Конституция Российской Федерации, 2004
  8. Антропология
  9. Оглавление
  10. 3. Античная классика: моральная философия Сократа; проблема«эйдосов-идей» в философии Платона; Аристотель о материи и форме.