<<
>>

Добро и зло теодицея Августина


шествующих христианских филосо- —, J д r т
фов, перед Августином встала нелегкая задача снять с верховного бога-творца ответственность за зло, царящее в созданном им мире. Это была первостепенная задача, если учесть, сколь влиятельным было манихейское движение, захватившее одно время и будущего идеолога западнохристианской церкви.
Это движение, как мы видели, отражало глубокое недовольство широких масс общественным порядком вещей. Зло, присущее ему, казалось им неискоренимым, так как оно коренилось в особом телесном и темном начале, столь же извечном, как и светлое духовное начало, являющееся источником добра.
В своей борьбе против манихейства Августин обратился к принципам неоплатонизма. Как система объективного идеализма неоплатонизм рассматривал добро и зло в качестве ценностей, имеющих космическую прирю- д^ТСаК^монйетачтшгТИстема, в которой весь мир яв-ляется результатом "излучения в неприродного абсолюта, она представляла зло не как нечто, абсолютно противостоящее добру, а только как недостаток—_іщбр а/ Весь мир, с этой точки зрения, представляет собой градацию добра — стопроцентного в абсолюте и ничтожного в материальном мире, но все же присутствующего и здесь.
Эту неоплатоновскую концепцию зла как отрицательной степени добра Августин согласовал со своей осново-положной креационистской установкой. Опираясь на тексты Священного писания, говорящие о доброте вер-ховного творца, он доказывает^что и все сотворенное им в той или иной мере причастно к этой абсолютной доброте. Ведь бог, создавая вещи, запечатлел в них определенную меру, вес и порядок. Поскольку же, согласно авгу- стинианско-платоновскому воззрению, он руководствовался при этом и своими идеями-мыслями как высшими образцами для любой из сотворенных вещей, в них заключен тот или иной внеземной образ. И как бы он ни был искажен неизбежным присутствием материи, как бы ни изменялась любая земная вещь и любое существо, они все же в той или иной степени сохраняют такой образ. В меру этого в них заключено и добро. Кяк тишина есть отсутствие всякого шума, нагота — отсутствие одежды, болезнь — отсутствие здоровья, а темнота — света, так и зло — отсутствие добра, а не нечто, существующее само по себе.
Но такого рода философское обоснование отрицательности понятия зла было, в сущности, незначительным утешением для верующего христианина, ибо оно все же не могло отрицать наличия в мире зла, хотя и пыталось снять с бога ответственность за это. Однако такое утешение все же может появиться, если уч'есть отно- стельность зла как ослабленного добра. Конечно, поскольку в мире не может быть заключено все то добро, которое содержится в мире божественных идей, в нем немало и зла. Но следует иметь в виду, что мир создан единственным и наилучшим богом, и, будучи"ёгс-тзсре^ нием, он является наилучшим" изо всех возможных миров.
Такова теодицея Августина, которую нередко называют христианским оптимизмом. Совершенно прозрачен ее социальный смысл. Он состоит в стремлении виднейшего идеолога официального христианства ^вгустина примирить с существующими общественными порядками вещей рядовых верующих, которые призываются не poit тать на зло, а благодарить всевышнего за то добро, какое он запечатлел в мире.
Мир, созданный богом, представляет раз навсегда установленную им
<< | >>
Источник: Соколов В. В.. Средневековая философия: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов.. 1979

Еще по теме Добро и зло теодицея Августина:

  1. Добро и зло.
  2. ДОБРО и ЗЛО
  3. Теодицея
  4. 13. Августин Блаженный о государстве и праве
  5. Августин — крупнеишии философ
  6. ТЕОДИЦЕЯ (от греч. Theos — Бог и dike — справедливость
  7. Труды Аврелия Августина
  8. ДОБРО И 3JIO
  9. ТЕОДИЦЕЯ
  10. Конкуренция - это зло
  11. ДОБРО и 3JIO