<<
>>

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА

— обоснования истинности тезиса о существовании бытия Бога, практикуемые катафатической тео-логией. К классическим (базовым для апологетической теологии) Д. Б. Б. относятся: онтологическое(Бог как воплощение всех возможных совер-шенств немыслим в качестве леги-тимного бытия), телеологическое (целесообразность мира с необходи-мостью предполагает наличие целепо- лагающего субъекта) и космологическое (наличие мира требует наличия своей причины).

Философская критика религии конституирует себя именно как критический логико-философ-ский анализ Д. Б. Б. Так, например, Д. Б. Б. были подвергнуты критике со стороны Канта в заключительной части изложения трансцендентальной диалектики ("Критика чистого разума"). Согласно Канту, в рамках предшествующей метафизики наряду с рациональной психологией и космологией определенное место за-нимала и рациональная теология, которая из понятия разума о Боге пыталась построить доказательства его существования. Кант считает, что душа, мир как целое и Бог — это "вещи в себе", объекты умопостигаемого мира, которые в принципе недоступны теоретическому познанию и какому-либо рациональному дока-зательству, поэтому и науки о них не являются действительными теорети-ческими науками, способными дать достоверные знания о мыслимых здесь объектах.
Заключительный раздел трансцендентальной диалектики Канта — "Критика рациональной те-ологии" — и посвящен анализу идеи о Боге, которая, по Канту, — является только умопостигаемой идеей, которая хотя и положена разумом в основу всех вещей и их полного определе-ния, не является чем-то объектив-ным, составляющим вещь. Понятие Бога может представляться поэтому только как идеал, измышленный самим чистым разумом, и не более. Как только мы пытаемся придать ему вид реального объекта, он делается предметом рациональной теологии, пытавшейся доказать бытие Бога. Кантовская критика рациональной теологии и посвящена исследованию главных доказательств этого бытия — онтологического, космологи-ческого и телеологического.
Онтоло-гическое доказательство исходит из понятия о Боге как существе, которому присущи все совершенства, включая и реальность, т. е. бытие и существование. Кант считал, что вывод о существовании не может вытекать из каких бы то ни было понятий самих по себе, а целиком при-надлежит к единству опыта и нуждается в чувственно-эмпирическом базисе. Космологическое доказа-тельство Кант сводит к трем основ-ным тезисам: 1) если нечто сущест-вует, то должна существовать и безусловно необходимая сущность; 2) так как эмпирическими фактами является существование меня и вос-принимаемого мною мира, то необ-ходимая сущность существует; 3) она может быть определена только понятием всереальнейшей сущности, а, значит, высшая сущность существует необходимо. Кант показывает, что космологическое доказательство фак-тически сводится к онтологическому. Телеологическое доказательство, основанное на представлении о целесообразном устройстве мира, мож-но представить, по Канту, следующим образом: 1) в мире господствует порядок, установленный в соответ-ствии с определенной целью и величайшей мудростью; 2) порядок этот принадлежит вещам лишь случайным образом, и природа вещей не могла бы сама по себе естественным образом согласовываться с опреде-ленными конечными целями; 3) значит, существует высшая причина мира — мыслящее существо. Кант сводит это доказательство к космо-логическому, так как здесь речь идет о случайности мира, а последнее рас-сматривается им как частный случай уже рассмотренного онтологического доказательства. (См. также Бог.)

Т. Г. Румянцева

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА:

  1. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА БЫТИЯ БОГА
  2. 27. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ. ОТНОСИМОСТЬ И ДОПУСТИМОСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
  3. 3. ПОСЛЕ СМЕРТИ БОГА
  4. СМЕРТЬ БОГА
  5. Особенности материализма Локка и проблема бога.
  6. Понятие бога и его противоречия
  7. …но способность наша от Бога
  8. О гносеологических функциях понятия бога в истории философии
  9. ОСНОВНЫЕ КЛАССИФИКАЦИИ ФОРМ БЫТИЯ
  10. Метафизика Ибн-Сины. Проблема бога и мира
  11. - Подскажите, где можно найти настоящего бога?
  12. Человеческий микрокосм — наиболее совершенное по-добие природы и бога
  13. Раздел IV. ФИЛОСОФИЯ БЫТИЯ (ОНТОЛОГИЯ
  14. Диалектика бытия
  15. Глава XX. Понятие бытия