<<
>>

ДОЛГ


— универсалия культуры, этическое и социальное понятие; ме-ханизм, включающий моральное со-знание личности непосредственно в акт выбора поступков (моральный Д.), а также ориентирующий челове-ка на достижение определенных целей, отражающих историческую не-обходимость (общественный Д.).
Нравственный Д. как идеальное представление формируется на прин-ципах рационалистической тради-ции. По содержанию он противопос-тавляется чувственной склонности. Д. содержит самопринуждение, ибо вытекает из нравственного закона, не подвластного субъективным склон-ностям. Д. как сдержанное слово, обязательство, а не принуждение — важное открытие кантовской фило-софии. В деонтологии (Вентам) Д. рассматривается как одно из усло-вий достижения удовольствия, по-нимаемого с точки зрения результата как полезность процесса, как само-пожертвование. В марксизме Д. трак-туется как диалектическое единство исторической необходимости и субъ-ективной активности людей, как историческая миссия пролетариата, осознавшего себя классом — носите-лем "освобождающей весь мир" миссии. Современная этическая теория Д. включает: 1) блок дедуктивных определений; 2) объяснение меха-низма реализации Д. как процесса; 3) описание основных ориентаций, детерминируемых Д. как раскрытием долженствования. Непреложность Д. не означает полного подавления субъективного желания индивида, а лишь более полную реализацию гу-манной сущности человека в отно-шении семьи, коллектива, государ-ства, человечества. Заданность Д. как необходимости в определенном поведении, действиях, деятельности не снимает проблему его выбора. В нем фиксируется раздвоенность самосознания на "Я хочу" и "Я дол-жен". Альтернативность ситуации выбора создает стимул для само-идентификации человека как лично-сти. Регулятивная функция Д. в культуре очевидна и имеет общест-венный характер, поскольку вклю-чает оценку поведения. В этике про-должаются дискуссии относительно места теории Д. в ее концептуальных построениях. Согласно одной из точек зрения, Д. — исходное, фунда-ментальное понятие, из которого проистекает вся совокупность логико-понятийных, категориальных (в этике) связей. Согласно второй, Д. — лишь узкая сфера морали, не даю-щая основания для экстраполяций, выходящих за пределы реальности. (См. также Деонтология.)
А. И. Лойко
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ДОЛГ:

  1. ВНЕШНИЙ ДОЛГ
  2. 18. Муниципальный долг
  3. Г л а в а 20. Государственные и гарантированные государством заимствование и долг
  4. Начните выплачивать ваш долг
  5. ДОЛГ
  6. 16. Государственный долг Российской Федерации
  7. Государственный долг РФ
  8. Б.И.Алехин. Государственный долг, 2007
  9. 17. Государственный долг субъекта Российской Федерации
  10. Глава 16. ДОЛГ ЛЮБВИ
  11. 8.2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ. ПРИНЦИПЫ И ИСТОЧНИКИ ПОКРЫТИЯ
  12. Глава 53Государственный долг и бюджетный дефицит в переходной экономике
  13. Лада Сергеевна Брагинская. Государственный долг: анализ системы управления и оценка ее эффективности, 2003
  14. Создать достойное государство - это наш гражданский долг.
  15. 69. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
  16. § 3. Государственный долг.Управление государственным долгом
  17. § 5. Муниципальный долг.Управление муниципальным долгом
  18. ДОГМАТИЗМ