ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ
— понятие и регулятивный принцип, вве-денные в дисциплинарный оборот современной философии Деррида ("О грамматологии") и постулирующие идею одновременной возможности-невозможности начала (всегда производного и вторичного).
Будучи ориентирована на деконструктивное (см. Деконструкция) преодоление метафизических терминов "начало", "первопричина", "присутствие", кон-цепция Д. полагает конституирова- ние начала как такового (читай: "присутствия" — А. Г.) неизбывно зависимым от процедуры всегда-пред- данного замещения его иным началом. Д. есть "пространство повторения- замещения отсутствия" (Деррида). Разрывая и задерживая присутствие, подвергая его отсрочке и разделе-нию, Д., таким образом, выступает как операция различения (см. Dif-ferance), призванная в статусе "не-разрешимости" раскрыть характер различия между началом и его "до-полнением". По-видимому, главную роль в данной схеме Деррида испол-няет понятие "дополнение". В то же время, обязательной установкой языковых игр всей его философии выступает преодоление изначальной самонеполноты внешне самодоста-точных терминов, понятий и яв-лений. Принцип Д. предполагает, таким образом, насущную необходимость осуществления самого-по-се- бе-дополняющего составного репер-туара определенного различения, адресованного "самодостаточному" понятию "дополнение", восполняющему тем самым собственную непол-ноту. Д. являет собой в данном контек-сте нечто, предпосланное дополнению (естественно, не в строго бытийном плане): согласно Деррида, Д. "как структура" и есть "изначальное". То же, "что дополняется", по мысли Деррида, есть "ничто, поскольку как внешнее дополняется к некоторому полному присутствию". Являясь новаторской моделью парадигмальной эволюции философии Другого концепция Д. сопряжена с идеями "Differance" и следа (см. След); в то же время — в отличие от последних — Д. указывает не на необходимость отсылки к Другому, а на обязательность его дополнения. По Деррида, "...описание этого дополнения обна-руживает в природе врожденный не-достаток: природа должна быть за-вершена-дополнена образованием, чтобы в действительности стіїть тем, что она есть: правильное образование необходимо для человеческой природы, чтобы она могла проявиться в своей истинности. Логика допол-нительности, таким образом, хотя и рассматривает природу как пер-вичное условие, как полноту, кото-рая существует с самого начала, но в то же время обнаруживает внутри природы врожденный недостаток или некое отсутствие, в результате чего образование... также становится существенным условием того, что оно дополняет". В философии Дер-рида традиционно усматривают два взаимосвязанных смысла понятия и принципа Д. как одного означающего, существование которых обус-ловливается различными ракурсами сопряженных истолкований приро-ды мира. Д. трактуется: 1) Как "не-что", что дополняется посредством "прибавки", "дополнения", "сложе-ния" пары принципов или понятий как самодостаточных целых: "Д. ку- мулирует и аккумулирует присутствие" (Деррида). 2) Как то, что "до-полняет", "доводит до полноты", "восполняет недостаток", "замещает место": "...дополнение еще и замеща-ет. Оно прибавляется только для то-го, чтобы произвести замену. Оно вторгается и проникает в чье-то мес-то: если оно что-то и до-полняет, то это происходит как бы в пустоте. Являясь возмещающим и замещающим элементом, дополнение пред-ставляет собой заменитель, подчи-ненную инстанцию, которая занимает место. Как заменитель, оно не про-сто добавляется к позитивности при-сутствия, оно не производит никако-го облегчения, его место обозначено в структуре пустотой". Принцип Д. тем самым конституирует структурную характеристику дополнения, согласно которой последнее есть нечто, существующее вне системы, за пределами системы; эта система же — для того, чтобы быть замещенным дополнением — должна быть чем-то иным, отличным по сравне-нию с ним. Дополнение, по Деррида, не предшествует началу, а занима-ет место отсутствующего начала:а) когда будто бы "извне" некая полнота прибавляется к другой полноте;
б) когда осуществляется дополнение, замещение, занятие пустоты — место дополнения атрибутивно отме-чается в структуре самого начала. С точки зрения Деррида, настоя-тельно необходимо "признать, что некоторое дополнение существует в самом начале": начала — это всегда суть дополнения, возмещающие еще-более-начальное отсутствие полноты. "Начало" у Деррида неиз-бывно различено, инфицировано, артикулировано и "почато". При этом собственно дополнение в качестве "дополнения начала", согласно Деррида, имманентно неполно, не соразмерно поставленной задаче, ибо оно нечто теряет в процессе заня-тия места и возмещения отсутствия. Природа дополнения, по мысли Дер-рида, амбивалентна: оно "избыточно" постольку, поскольку компенсирует недостаток, изъян начала; оно при этом и само нуждается в опреде-ленном "возмещении". По логике Деррида, в рамках его понимания Д. как своеобразного (очень условно. — А. Г.) "посредника", бес-смысленно рассуждать о некоей тож-дественности начала и дополнения: данному началу требуется некоторое дополнение только в целях некото-рого дополнения иного начала и т. д. Порождение ощущения "именно той вещи, чье появление она все время задерживает" (Деррида) и обусловлено бесконечной игрой беспредельной цепочки дополнений-замещений.
А. А. Грицанов
Еще по теме ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ:
- 5.6. ОБЩЕСТВА С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
- Дополнительные объекты
- 2.9. Окно «Дополнительно
- Дополнительные расходы по ипотеке
- 9.3. Дополнительный оплаченный капитал
- 1.4 Учет дополнительных расходов
- Продаем дополнительные опции
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Дополнительная информация
- Дополнительные примечания
- Дополнительные предостережения
- 4.6. Страхование дополнительного оборудования автомобиля
- Навыки лидерства — не дополнительные
- Дополнительные задания к главам