<<
>>

ДУША


— понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психику и внутренний мир человека. В философ-ском словаре Э.Л. Радлова (М., 1913) понятие «душа» характеризуется как принцип жизни, ощу-щения, воли, мышления и чувства.
В древности душа нередко отождествлялась с тем или иным живым существом, с отдельными функциями организма (обычно с дыханием) или его составными частями (чаще с кровью). У разных народов существовали представления (метемпсихоз, сансара) о способности души отделяться от тела и получать различные воплощения. Античные учения о душе раскрывают ее с различных сторон. У Платона — душа чело-века бестелесна, подвержена ме-темпсихозу, содержит в себе три неравноценные составляющие: высшее — разумное начало, среднее, могущее быть помощником разуму, — волевое и низшее, более всего приверженное телу, — вожделеющее. Разум человека соединяет его с космическим духом — миром идей. Задача души — подчинить себе телесность (она по природе хаотична) и постараться заслужить после смерти лучшую участь в новом теле, а если удастся, не возрождаться, но навсегда вернуться на свою родину — звезду. Платон, следуя античному архетипу отношения между человеком и миром как микрокосмом и макрокосмом, развивает учение о мировой душе, связывающей идеи и материю, дающую творческую жизненность макрокосму Он и полис осмысливает по аналогии с душой: его идеальное государство составляют три сословия, соответ-ствующие трем силам души; правят там философы, носители разумности. Платон выдвигает доводы в пользу бессмертия души: близость по устремлениям к идеальному, а значит — непространственному, не- составному, следовательно — неразложимому, нераспадающемуся, вечному; кроме того, душа — госпожа над телом, что делает ее ближе Божественному, а боги бессмертны; далее — душа содержит в себе знания об идеальном, которое не могла бы получить в мире вещей, видимо, она сама пришла из мира идеального. У Платона также предполагается, что душа неуничтожима просто как принцип жизни; есть и сообра-жения в русле этического обоснова-ния бессмертия — ради справедливого воздаяния за все совершенное в жизни. Общее понимание души у Платона идеалистическое. Значительно отличаются от него воззрения атомистов — Демокрита, Эпикура и др. Душу они видят смертной, состоящей из атомов, рассеива-ющихся в пространстве при разрушении тела. В философии Аристотеля человек представляется прочно укорененным в мире вещей, и душа его сугубо индивидуальна, неразрывно связана с данным телом. Бессмертным в человеке может быть только безличный чистый разум, совпадающий с Ну- сом-Умом — космическим духом. По Аристотелю, существует три рода душ: растительная, присущая растениям, с функциями питания и воспроизводства; чувствующая, свойственная животным, ее функции — ощущение, стрем-ление и движение; разумная, она есть у людей и богов. Аристотель верит в силы души, способные доставить счастье в одной жизни, и не надеется на загробное воздаяние. С точки зрения христианства, человеческая душа происходит от Божественного духа, дана каждому непосредственно Богом, несет в себе образ Божий, дар ра-зума, речи, свободы, творчества. Тело изначально создано соответствующим душе. Но грех поража-ет и душу и тело, делает его смертным, ущербным, страдающим. Душа мечется между добром и злом, между духовным и плотским. Духовное в вере, надежде, любви, поднимает ее к праведности и к Божественному духу, плотское и гордыня тянут вниз к эгоизму и пренебрежению верой. В ней и в следовании Христу — спасение души и обретение осо-бой — духовной безгрешной и прекрасной телесности. В Новое время душа все больше становится предметом опытного изучения
в ее связи с телесностью. Начало этому кладет Декарт, рассматривая живые существа, кроме человека, просто как механизмы. Психология, следуя естественнонаучным эталонам, все теснее сближается с физио-логией. XX в. опять возрождает и развивает философские учения о душе, способной соединять мир вещей с духом.
ДЬЮИ Джон (1859—1952) — американский философ, представи-тель прагматизма. Основное понятие философии Дьюи — опыт, толкуемый чрезвычайно широко — от всей активной человеческой дея-тельности до отношений человека и природы. Опыт есть все переживаемое, он не имеет каких-либо метафизических оснований. Философия возникает не из удивления, а из на-пряженности социальной жизни лю-дей. Цель философии Дьюи видит прежде всего в совершенствовании социального опыта человечества. При этом весь арсенал идей, понятий, теорий и гипотез выступает лишь в качестве инструмента для решения поставленных проблем. Отсюда название учения Дьюи — инструментализм. По Дьюи, опыт складывается из стремления человека преобразовать сомнительные (проблематичные) ситуации в определенные (решенные). Вы-деляются несколько этапов процесса исследования, основные из которых: 1) постановка пробле-мы; 2) выдвижение гипотезы, или плана ее решения; 3) реализация идеи и ее экспериментальная проверка. При этом ни одна гипотеза не должна исходить из те-орий, идеалов или норм, заранее принятых за истинные. Истинным, с точки зрения Дьюи, может считаться лишь положительный (успешный, продуктивный) ре-зультат исследования, надежно проверенный экспериментально. Таким образом, в учении Дьюи процесс познания фактически создает познаваемый объект. Большое значение Дьюи уделял проблеме соответствия средств характеру поставленной цели, так как неадекватные средства способны извратить самую бла-городную цель. Идеи Дьюи оказали влияние на представителей ведущих социологических кон-цепций XX в.
Е
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ДУША:

  1. Душа, сознание и разум
  2. ДУША
  3. Душа человека
  4. Человек и душа
  5. Душа
  6. ПСИХИКА (греч. psyhe — душа
  7. Глава 3Чужая душа – потемки
  8. Душа и тело с точки зрения познания истины
  9. Три составные части брэнда: тело, душа и совесть
  10. СПИРИТУАЛИЗМ (лат. spiritualis - духовный, spiritus - душа, дух
  11. ПСИХОЛОГИЯ (греч. psyche - душа, logos - учение, наука, слово
  12. ПСИХОСОМАТИКА (греч. psyche - душа, дух и греч. soma - тело
  13. ПСИХОБИОГРАФИЯ (греч. psyche - душа и греч. biogra-phia - жизнеописание, история жизни; жизнь
  14. ПСИХОДРАМА (греч. psyche - душа и греч. drama - действие
  15. Тема 31. ОТ ПОНЯТИЯ "ДУША" К ПОНЯТИЮ "СОЗНАНИЕ"
  16. Учение о знании
  17. АНИМА, АНИМУС
  18. Космология
  19. Неоплатонизм