ДВИЖЕНИЕ
— понятие процессу-ального феномена, охватывающего все типы изменений и взаимодействий. В историко-философской тради-ции — с самых ее истоков — конститу-ируются альтернативные трактовки Д.: от абсолютизирующего его реляти-визма (начиная с Гераклита) до то-тального его отрицания (начиная с элеатов).
В философских учениях, постулирующих онтологический ста-тус Д., последнее трактуется в каче-стве атрибутивной и универсальной характеристики оснований бытия (по Аристотелю, "познание движения необходимо влечет за собой по-знание природы"). В рамках матери-ализма Д. было понято как способ существования материи (Толанд, Дидро, Гольбах, Энгельс, Лукач, от-части М. Борн, X. Альвен). В философии Лейбница и Гегеля были высказаны взгляды на Д. не как на механическое перемещение, но ка-чественное изменение, реализуемое в нелинейном механизме разрешения противоречий. Д., предполагающее качественную трансформацию движущегося объекта, может иметь двоякую направленность: накопление негэнтропийного потенциала и повышение уровня сложности системной организации движущегося объекта, усложняющее и дифферен-цирующее его связи со средой (прогресс), с одной стороны, и — соответ-ственно — снижение негэнтропийного потенциала и упрощение внутренней и внешней структуры объекта (регресс) — с другой. В рамках совре-менной науки Д. понято в контексте его связи с феноменами пространства, времени и энергии (специальная и общая теория относительности), выявлено онтологическое содержание сформулированных еще античной философией апорий, связанных с по-ниманием Д. (единство континуальности и дискретности Д., Д. элемен-тарной частицы без траектории и др.). В контексте европейской культуры понятие Д. является аксиологичес- ки акцентированным, что находит свое выражение в его семантической дифференциации (Д. как "изменение вообще"; направленное Д. как развитие; прогресс и регресс как варианты развития и т. д.). В отличие от этого понятие покоя конституируется в европейской традиции в качестве моносемантического (ср. с альтер-нативной ситуацией традиционной восточной, — в частности, древнеин-дийской — культуры, фиксирующей пять различных видов покоя, с одной стороны, и Д. как таковое — с другой).М. А. Можейко
ДВОЙСТВЕННОЙ ИСТИНЫ теория — распространенное в средние века философское предположение о принципиальной возможности ин-теллектуальной ситуации, в границах которой научное положение (тезис) может одновременно выступать как истинное и как ложное (в зави-симости от собственного мировоз-зренческого, концептуального, пара- дигмального и идейного контекстов). Д. И. т. сложилась в русле обосно-вания процедур рационального ис-толкования религиозных догматов. Предполагалось, что философские истины не обязательно являются таковыми с теологической точки зрения. Последняя же по определению является господствующей. Конст-руктивное преодоление Д. И. т. началось после ее переосмысления в учении П. Помпонацци.
А. А. Грицанов
ДЕБОРИН (Иоффе) Абрам Моисеевич (1881 —1963) — российский философ. В 1908 окончил философский факультет Берлинского универси-тета. В 1907—1917 — меньшевик. После Октября 1917 порвал с мень-шевиками. Преподавал в Комму-нистическом университете им. Я. М. Свердлова, Институте красной профессуры. Работал в Институте Маркса и Энгельса. С 1924 по 1931 — директор института философии, в 1926—1930 — ответственный ре-дактор журнала "Под знаменем марк-сизма". С 1929 — академик АН СССР, член президиума АН СССР (1935— 1945). Основное влияние на миро-воззрение Д. оказали Гегель (теория диалектики) и Маркс (социально-по-литическая доктрина). Рассматри- вал диалектику как теорию, описы-вающую внутреннее противоречивое развитие самих природных и соци-альных явлений и процессов, т. е. акцентировал внимание на необ-ходимости анализа "предметностей" диалектики.
По своим взглядам Д. — философский ортодокс, ориенти-рованный на поиск линии идеализма и линии материализма, нагружа-емых социально-идеологическими характеристиками. В дискуссии о соотношении материалистической философии и естествознания 1920-х отстаивал тезис о необходимости "диалектизации" естествознания, которое выступает "прикладным знанием" по отношению к марксизму в целом. Группа "диалектиков", во главе с Д., противостояла в дис-куссии группе "механицистов", во главе с И. И. Степановым (Скворцо-вым). Степанов называл Д. и его сто-ронников "формалистами", отож-дествляя их с натурфилософами, отстаивал тезис о том, что философ-ские принципы суть лишь выводы из наук, а не основания и аргументы в научном исследовании. С начала 1930-х, когда в философии произошла окончательная переакцентировка в пользу принципов партийности, т. е. стала доминантной группа Митина и др., на "механистов" был навешен ярлык "правого политического уклона", на "диалектиков" — ярлык "меныневиствующих идеалистов". В конце 1920-х Д. рассматривался как лидер советских философов. Однако уже в 1930 "Правда" выступила со "статьей трех" (Митин, В. Ральцевич, П. Юдин), направ-ленной против "линии Деборина". 25 января 1931 было принято по-становление ЦК ВКП(б) "О журнале "Под знаменем марксизма", где Д. был вменен в вину "отрыв от задач строительства социализма", а, главное, подчеркивалось"непонимание ленинского этапа как новой ступени в развитии философии марк-сизма". В результате была произве-дена "чистка" среди философских кадров, последовали репрессии по отношению к сторонникам Д., который вскоре выступил с публичным покаянием и оказался одним из немногих "деборинцев", которым удалось уцелеть. Основные сочинения: "Введение в философию диалек-тического материализма" (1916); "Людвиг Фейербах. Личность и ми-ровоззрение" (1923); "Ленин как мыслитель" (1924); "Философия и марксизм" (1930); "Очерки по истории материализма 17 и 18 вв." (1930); "Ленин и кризис новейшей физики" (1930); "К. Маркс и совре-менность" (1933); "Социально-поли-тические учения нового и новейшего времени" (т. 1, 1958); "Философия и политика" (1961) и др.В. Л. Абушенко, А. А. Грицанов
ДЕВИАНТНАЯ НАУКА — см. ПА- РАНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ.
Еще по теме ДВИЖЕНИЕ:
- 23. Движение. Движение как способ существования материи.Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
- Движение
- ДВИЖЕНИЕ
- 13. Движение
- 14. Движение и покой
- ГРУППОВОЕ ДВИЖЕНИЕ
- ДВИЖЕНИЕ
- Учение о движении
- Отчет о движении денежных средств
- Структура отчета о движении денежных средств
- 3.3. Отчет о движении денежных средств
- АНТИГЛОБАЛИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
- 8.5. Движение кадров на предприятии