<<
>>

13. Движение

Мы не считаем своей целью пи изучение всех видов движения, ни строгую и обобщенную формулировку проблемы движения и движущегося — мы ограничиваемся движением тел. То, что будет изложено ниже, может показаться чем-то банальным и «само собой разумеющимся».

Вспомним, однако, известное высказывание Коши: «Нет ничего более удивительного, чем очевидное».

Движение, как и все истинно первоначальные явления, не поддается определению. Все, что мы можем сделать, — это с различных точек зрения попытаться выявить и зафиксировать в сложном явлении реального движения все составляющие его факторы и элиминировать из него все то, что является просто условием движения или его необходимым следствием, иначе говоря, попытаться понять движение в его чистом виде и обнаружить его су-щественные характеристики.

Движение не есть простое перемещение, если понимать под этим 'изменение места. Можно вообразить, что тело внезапно исчезает из данного места с тем, чтобы чудесным образом возникнуть в другом.

При такой постановке вопроса (а ведь именно так представляли себе движение окказионалисты и мутакаллимы25} нет речи о движении в собственном смысле слова. Осуществленное движение предполагает изменение места, но оно не тождественно последнему. Еще в меньшей мере движение является импульсом или тенденцией — к тому же это два совершенно различных понятия. Может иметь место определенная тенденция и в результате этой тенденции — некоторый импульс, и, однако, при всем том не будет движения, как, например, в случае, когда человек пытается поднять ампутированную руку. В силу тех же причин движение не является некоторой силой26. Сила, конечно, нужна, чтобы привести тело в движение; но, как только движение задано и осуществлено, сила по преимуществу направлена на устранение мешающих движению препятствий или в случае свободного дви-жения — движения живых существ — на определение их имманентной и определенной цели. В самом деле, как представляется, следует строго различать «живые» движения и движения «мертвые», движение-акт и движение-состояние27.
Движение, понимаемое как акт, с необходимостью имеет начало и конец. В этом случае оно образует нечто действительно целое, некое единство, организованное в соответствии со своей целью, некое телеологическое единство, части которого — предыдущая и последующая — взаимопроникают и взаимоопределяют друг друга. Оно необходимым об-разом ограничено во времени и пространстве и несет предел в себе самом: даже если устранить все препятствия, порождаемые его внутренней силой, оно закончится остановкой. Наоборот, движение как состояние безгранично во времени и пространстве. У него нет цели, которую оно преследует, а есть только направление, которому оно следует. Если бы все препятствия были устранены, это движение продолжалось бы неограниченно.

Итак, что такое движение? В-себе-и-дпя-себя оно есть некое особенное поступательное движение "(progression particuliere) тела, есть в точности то, что остается, если разом устранить все только что перечисленные гетерогенные элементы. Движение как таковое не является ни протяженным, ни делимым. Оно не явля-ется чем-то телесным, хотя и является физическим феноменом. Оно не явление психического порядка, как говорит Бергсон, который скорее ориентируется на движение живых существ, возрождая тем самым виталистскую точку зрения Аристотеля.

<< | >>
Источник: А. Койре. ОЧЕРКИ ИСТОРИИ ФИЛОСОФСКОЙмысли. 1985

Еще по теме 13. Движение:

  1. 23. Движение. Движение как способ существования материи.Становление, изменение, развитие. Основные формы движения.
  2. Движение
  3. ДВИЖЕНИЕ
  4. 14. Движение и покой
  5. ГРУППОВОЕ ДВИЖЕНИЕ
  6. ДВИЖЕНИЕ
  7. ДВИЖЕНИЕ
  8. Учение о движении
  9. Отчет о движении денежных средств
  10. Структура отчета о движении денежных средств
  11. 3.3. Отчет о движении денежных средств
  12. АНТИГЛОБАЛИСТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
  13. 8.5. Движение кадров на предприятии
  14. определить, какое движение какому противоположно