<<
>>

ЭАЕЙСКАЯ ШКОЛА

В VI—V вв. до н. э. наряду с пифагорейской существовала другая философская школа, получившая название элейской (по имени города Элей в Южной Италии).

Отводя главную роль в познании мышлению, элейская школа противопоставила его чувственному восприятию как текучему и неустойчивому.

Фижхч х|)ы :-А)1Сйской школы (Ксенофан, Парменид, Зе-нои) впервые в истории философии выдвинули идею единого бытия, понимая сто как 11епрерывное, неизменное, присутствующее в любом элсма ггс действительности, исключающее множественность вещей и их движение

Последний представитель школы элеатов Мелисс (акме — 444—440 до н.

э.) жил в Ионии на о. Самос. Он истолковал единое бытие Парменида как беспредельное первоначало (у Парменида бытие имеет предел).

Приводимые ниже фрагменты сочинении Аристотеля извлечены из «Метафизики» (в переводе А В. Кубицкого) и «Физики» (в переводе В. П. Карпова). Отрывки поэмы Парменида даются в переводе М. А Дынника. Авторство перевода остальных фрагментов (за исключением отмеченных особо) принадлежит А О.

Маковельскому. Подбор фрате! пх>в пыпош icn A 11. Чанышевым.

ЭЛЕАТЫ В ЦЕЛОМ

Аристотель Metaph. 15. Парменид, по-видимому, за-нимается единым, которое соответствует понятию, Ме45

лисе — единым, которое соответствует материи. Поэтому один объявляет его ограниченным, другой — неограниченным; а Ксенофан, который раньше их всех принял единство (говорят, что Парменид был его учеником), ничего не различил ясно и не коснулся ни той, ни другой природы, [указанной этими мыслителями], но, воззревши на небо в его целости, он заявляет, что единое — вот что такое Бог. Этих мыслителей, как мы сказали, с точки зрения теперешнего исследования надлежит оставить в стороне, двоих притом, именно Ксенофана и Мелисса, даже совсем, так как они немного грубоваты; что же касается Парменида, то в его словах, по-видимому, больше проницательности. Признавая, что небытие отдельно от сущего есть ничто, он считает, что по необходимости существует [только] одно, а именно сущее, и больше ничего (об этом мы яснее сказали в книгах о природе). Однако же, вынуждаемый сообразоваться с явлениями и признавая, что единое существует соответственно понятию, а множествен-ность — соответственно чувственному восприятию, он затем устанавливает две причины и два начала — теплое и холодное, а именно говорит об огне и земле; причем из этих двух он к бытию относит теплое, а другое начало — к небытию.

<< | >>
Источник: Харвест, М. Антология мировой философии: Античность.. 2001

Еще по теме ЭАЕЙСКАЯ ШКОЛА:

  1. КАППАДОКИЙСКАЯ ШКОЛА
  2. МЕГАРСКАЯ ШКОЛА
  3. ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА
  4. БАДЕНСКАЯ ШКОЛА
  5. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
  6. ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА
  7. 7.2. Школа
  8. 2.1 ШКОЛА ВКЛЮЧЕНИЯ
  9. Франкфуртская школа
  10. § 2. "Классическая школа"
  11. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  12. МИФОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА
  13. Заочная Школа Мудрости
  14. Пифагорейская школа
  15. КАППАДОКИЙСКАЯ ШКОЛА
  16. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА
  17. ФРАНКФУРТСКАЯ ШКОЛА