<<
>>

ЭГО

" ("Я") — в психоанализе — сфера личности, характеризующаяся внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности. Фрейд трактовал Э. как "особую дифференцированную часть Оно, которая происходит от первых объектных привязанностей Оно, т.

е. от комплекса Эдипа", связанную с сознанием и олицетво-ряющую "то, что можно назвать ра-зумом и рассудительностью, в про-тивоположность Оно, содержащим страсти". По мысли Фрейда, Э. — это "совокупность организованных сил, которая контролирует слепые, бессознательные силы Оно и пытается привести их в известное соответ-ствие с требованиями внешнего мира путем расположения душевных явлений во времени и осуществлению над ними контроля реальности". Согласно Фрейду, несмотря на непо-средственную связь с сознанием Э. все же, выступая "модифицированной" и обособленной частью Оно, ос-тается в основном бессознательным и частично предсознательным, а "ядро" Э. всегда является бессознательным. (У Фрейда "...Эго — это та часть Оно, которая видоизменилась под непосредственным влиянием внешнего мира...
В своем отношении к Оно Эго напоминает всадника, который должен держать в узде превосходя-щего его по силе коня, с той лишь разницей, что всадник пытается делать это своими собственными силами, тогда как Эго пользуется заимство-ванными".) Фрейд характеризовал Э. как "несчастное существо", которое не является хозяином в собствен-ном доме и находится в услужении у "трех господ" или "трех тиранов": внешнего мира, Сверх-Я и Оно. Важ-нейшим успехом развития Э. у Фрейда полагается переход от принципа удовольствия к принципу реальнос-ти: именно благодаря этому Э. оказывает существенное воздействие на поведение и жизнь человека. С точки зрения Фрейда, представление о собственном Э. развивается у ребенка из первоначального отличения собственного тела от всего про-чего мира, и в дальнейшем Э.
"всегда остается масштабом, которым оце-нивается мир". Для многих предста-вителей обновленного психоанализа фрейдовская идея недифференциро-ванного "Оно", из которого развива-ется Э., оказалась неприемлемой. В этих версиях Э. понимается как:

а) часть личности, имеющая отношение к объектам и/или конституирующаяся посредством интроекции;

б) часть личности, постигаемая в ка-честве опыта оставаться самим собой или "я" индивида; в) вся психика человека: по У. Фэрбейну (W. R. D. Fair- bairn), "изначально личность ребенка состоит из единого динамичного Эго". В отличие от самости, традици-онно трактуемой в контексте фено-менологического подхода (личность как опыт переживания), Э. коррели- руется с пониманием личности как особой, внешне обусловленной струк-туры. В контексте проблематизаций современного философствования, Э. трактуется не как относительно ста-бильная ипостась свободного, авто-номного и обладающего универсальными характеристиками рационального индивида, а в качестве поля, в гра-ницах которого разнообразные дис-курсивные практики генерируют со-ответствующие смыслы. Вместо "Я есть то, что я есть благодаря моему прошлому" приходит "Я есть то, что я есть благодаря контексту, в котором я нахожусь". (См. также "Оно", "Сверх-Я", Я.)

В. И. Овчаренко, А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЭГО:

  1. ЭГО-ПРОЦЕСС (лат. ego - я и лат. processus - продвижение
  2. ИНДИВИДУАЦИЯ
  3. БЕРН (Bern) Эрик
  4. ИНТРАВЕРСИЯ, интравертированность
  5. ИНТРОЕКЦИЯ
  6. ИНТРОЕКЦИЯ
  7. 2. ФУНКЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ХАРАКТЕРА
  8. САМОСТЬ
  9. ДУША
  10. ПРАВО, ПОДЛЕЖАЩЕЕ ПРИМЕНЕНИЮ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЛИЦ
  11. 2. ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕТСКОЙ ФОБИИ ЧЕРЕЗ ХАРАКТЕРНУЮ УСТАНОВКУ
  12. РЕГРЕССИЯ (лат. regressio - движение назад
  13. ПСИХОАНАЛИЗ
  14. 3. ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИИ ИМПУЛЬСА
  15. РЕГРЕССИЯ
  16. ГЛАВА VРЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ АНАЛИЗА ХАРАКТЕРА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ