<<
>>

ЭГОИЗМ


(лат. ego — Я) — принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с пред-почтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Э. прямо противоположен альтруизму — принципу бескорыстной, жертвен-ной морали служения ближнему.
"Как возможен альтруизм без эгоиз-ма? Жертвующие жизнью суть альт-руисты, а принимающие жертву, они — кто?" — писал в свое время Федоров. Феномен Э. полисемичен и многофункционален. В этических концепциях его сущность выводили либо из природы человека, его стрем-ления к счастью (эвдемонизм), на-слаждению и удовольствию (гедо-низм), либо из потребности получить общественное признание (утилита-ризм и прагматизм), либо из сово-купности этих факторов (теории "разумного Э."). Спиноза полагал, что человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде, что свои земные интересы человек может отстоять без Бога. Кант относил Э. человека к "радикально злому", к стремлению сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе. Шопенгауэр называл Э. реальной пружиной поведения человека, проявлением его исконной природы. Французские философы 18 в. утверждали, что "разумное себялюбие", правильно понятый собствен-ный интерес являются основой социальных добродетелей и успехов. По Гельвецию, противоречия между об-щественным и личным интересом порождены корыстью и невежеством людей, несовершенством законов, что преодолевается просвещением и мо-ралью, "гуманностью". В этике Чер-нышевского "разумный Э." означает сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которой выигрывает сам индивид. Феноменологически Э. отражает различные интенции человека. С одной стороны, тщеславие (стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), чес- толюбие (жажда первенства и при-знания), попытки реализовать право на счастье и самовыражение. "Мора-листы говорят об эгоизме, как о дур-ной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности", — писал об этих желаниях Герцен. С другой стороны, Э. предполагает себялюбие, доходящее до эгоцентризма, корыс-толюбие, равнодушие и пренебрежение к другим людям. Известны также формы группового Э. как стремления отстоять частный интерес коллектива в ущерб иным коллективным интересам. Естественно присущее природе человека моральное качество Э. должно и может быть компен-сировано участливым отношением к другому, различными формами нрав-ственной взаимности, пониманием.
Н. Г. Севастьянова
ЭГО-ПРОЦЕСС (лат. ego — я и лат. processus — продвижение) — в учении Эриксона, сопряженный с биологи-ческими и социальными процессами организационный принцип, обеспе-чивающий непрерывное существование индивида как цельной личности, характеризуемой тождеством себе и цельностью в отношении внутренне-го опыта и актуальности для других.
В. И. Овчаренко
ЭДВАРДС (Edwards) Джонатан (1703—1758) — американский философ и богослов. В возрасте 13-ти лет поступил в Йельский университет, который закончил в 1720. После окончания университета Э. нес служение пастора в американских колониях, что дало ему возможность написать несколько трудов, где он систематизирует и объясняет учение пуритан-ского богословия о зависимости человека и природы от Бога (см.
Бог, Теология, Протестантизм). Беском-промиссность убеждений Э. привела к тому, что в 1750 он был лишен цер-ковной кафедры в Нортхамптоне и вынужден был заняться миссио-нерским служением индейским племенам в окрестностях Стокбриджа, штат Массачусетс. В 1757 Э. был на-значен президентом Принстонского колледжа, но умер через несколько недель после назначения, не перенеся прививку от оспы. Основные фи-лософские работы Э.: "Свобода воли" (1754), "Религиозные чувства" (1746), "Первородный грех" (1758) и др. В своих философских трудах Э., от-талкиваясь от абсурдности предпо-ложения об абсолютном небытии, доказывает необходимость сущест-вования вечного бытия, являющего-ся бесконечным, вездесущим и обя-зательно нетвердым. Этим бытием, по Э., может быть только Бог. С точки зрения Э., сознание и бытие тож-дественны друг другу, поскольку предположение о вечном бытии, не отраженном в каком-либо сознании, абсурдно. Он соглашается с мнением английских сенсуалистов (см. Сенсуализм) XVII в. о том, что вторичные качества, такие, как цвет и вкус, не существуют в объективной реаль-ности, они представлены лишь в разуме. Э. утверждает, что первичные качества обладают той же природой: твердость — это сопротивление, форма — это прекращение сопротивления, а движение — это передача сопротив-ления от одной точки пространства к другой. Таким образом, сопротив-ление — это не что иное, как проявление силы Бога; оно существует в Божьем разуме, а значит мир по своей природе идеален и существует в разуме Бога посредством свободно-го акта творения, а также в нашем разуме — в виде идей, непрерывно сообщаемых нам Богом. По мнению Э., физические законы не могут сами по себе объяснить физическую реальность, которая является ре-зультатом постоянного выбора Бога. Такой подход, однако, не мешал Э. соглашаться с большей частью нью-тоновского представления о мире. Он утверждал, что выяснить причину вещей в натуралистической философии можно, только если определить меру действия Бога в них, что неизбежно должно привести к за-ключению, что мир — это творение чувств. "Истинная сущность всех вещей, — писал он в своих заметках под названием "Разум", — это точная и непоколебимая идея в Божьем разуме, соединенная с его непоколе-бимой волей идея, которая постепенно сообщается нашему разуму посред-ством твердо установленных и строго определенных законов и средств". С точки зрения Э., поскольку мир полностью зависит от Бога, продол-жающего пересотворять его, значит, и наша воля находится в полной за-висимости от причин, предопределенных Богом. Последователи Якоба Арминия времен Э. верили, что выбор индивида произволен и зависит только от индивида; таким образом, волевой акт определяется наиболее сильными мотивами индивида. Такое представление нарушало принцип вселенской причинности, который Э. позаимствовал у Ньютона. Утверждение о том, что при совершении свободного поступка воля полно-стью зависит от свободного выбора, обязательно подразумевает беско-нечный регресс: данный свободный выбор должен зависеть от предыду-щего свободного выбора, который в свою очередь зависит от предшествовавшего, и т. д., до бесконечности. Решение проблемы видится Э. в полном отказе от каких бы то ни было рассуждений о свободной воле. С его точки зрения свобода является ха-рактеристикой не воли, а личности: свободная личность — это такая личность, которой не создаются препят-ствия в осуществлении ее желаний. Благодаря этому Э. утверждает, что, с одной стороны, выбор полностью предопределен Богом, потому что он ответствен за обстоятельства, при которых осуществление желаний субъекта происходит беспрепятственно, а с другой стороны, субъект, делающий выбор, свободен, если не создается препятствий для осуществления его решения. Таким образом, Э. примиряет свободу не только с учением кальвинизма, но и с ньютоновским представлением о мире, которое видит природу полностью детермини-рованной. Центральной мыслью в богословской системе Э. является следующая: каждый человек — грешен и по природе никогда не захочет прославить Бога, пока Бог сам не изменит его характер, или, по словам самого Э., не даст новое "чувство сердца". Возрождение, действие Бога есть основание для покаяния, обращения и всех последующих действий человека. Все человечество было представлено в грехопадении Адама, вследствие чего оно испытывает на себе последствия грехопадения. Таким образом, Э. пытается совместить ответственность индивида за свои греховные поступки с полной властью падшей природы над его личностью. Э. утверждает, что нравствен-ные суждения основаны на чувстве, а не на разуме: благодаря чувству прекрасного человек способен увидеть красоту сердца, или добродетельный мотив, в добродетельном поступке. Существуют два вида красоты. Благорасположенность или любовь существа в общем, которая является единственной истинной, духовной и божественной красотой, восприни-маемой человеком благодаря чувству, которое Бог пробуждает в неко-торых людях, избранных им к небу. Другой вид красоты заключается в гармоничности, пропорциональности, целостности разнообразия. Эта красота второстепенная, естествен-ная, низшая красота, она восприни-мается естественными чувствами. Хотя все то, что одно из чувств кра-соты считает красивым, другое чув-ство также считает красивым, но ис-тинная добродетельность заключается в поступках, совершенных в соответ-ствии с первым чувством красоты. Только человек, чьи внутренние стремления коренным образом изменены Богом, способен поступать без эгоизма, который присущ даже самым спра-ведливым и альтруистичным поступкам "неизмененных" людей. Здесь Э. соединяет свое религиозное мировоз-зрение с нерелигиозной мыслью, примиряет этику святости со светскими этическими установками. Большин-ство философских и богословских изысканий Э. тесно переплетаются с этической тематикой. Он высказы-вается против новой философии морали эпохи Просвещения. Многие философы этого времени — Ф. Хат- чесон (1694—1747) и А. Шефтсбери (1671—1713) и др. — отстаивали точку зрения, согласно которой человек обладает естественной способ-ностью, или чувством, которая при надлежащем развитии может привести к истинно добродетельной жизни. В ответ на это широко распространенное мнение, которое по сути сво- ей явилось следствием улучшения отношения к человеческой природе, Э. заявлял, что истинная добродетель невозможна вне Бога и откровения о нем. В работе "Природа истинной добродетели", изданной посмертно (1765), он доказывает, что истинная моральность проистекает только из возрождающей милости Бога. Свои этические рассуждения он основывает на идее обусловленности поведения индивида помощью благодати. Его задача — показать, чем бого-словская концепция об обновлении сердца при духовном возрождении, разработанная Августином и пури-танскими теологами, отличается от естественного сентиментализма Шефт- сбери и Хатчесона, и защитить пури-танское представление о благочестии, согласно которому истинная добро-детельность невозможна без действия Бога на сердце человека. Морально- этическая концепция Э. состоит в следующем. Он заявляет, что фило-софские изыскания в области этики современных ему философов не об-ладают высокой ценностью. Люди по природе, благодаря общей благодати Бога, распространяющейся на всех, обладают способностью посту-пать нравственно в строго определен-ном смысле. Естественная сознатель-ность в некоторой степени регулирует поведение, чувства симметрии и красоты, дает понимание природы человеческой нравственности, добро-детельное и почтительное отношение к родителям помогает стабилизировать ситуацию в обществе — естест-венное чувство нравственности дает знание о необходимости морали в мире. Э. настаивает, что общественно полезные качества естественной доб-родетельности не могут заменить истинной добродетельности, основанием для которой является возрождающая благодать Бога. Иными словами, все существующее добро всегда и везде зависит от Бога. Э. пытается показать, что сущность добродетели, которая предполагается современными ему философами, это не что иное, как простое благоразумие и даже эгоизм. При этом он старается подчеркнуть первостепенную роль благодати, таким образом надеясь доказать, что благость Бога является единствен-ным источником истинной доброде-тели. Э. внес серьезный вклад в раз-витие американской философии, синтезировав религиозную и свет-скую философские мысли и доказав возможность их сосуществования.
А. В. Вязовская
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЭГОИЗМ:

  1. Соревнование вместо эгоизма
  2. ЭГОИЗМ (лат. ego - я
  3. ЭВРИСТИКА
  4. ИНДИВИДУАЛИЗМ
  5. ИНДИВИДУАЛИЗМ
  6. * Крайняя и высшая степень (лат.). ** Дух-творец (лат.).
  7. эволюционной теорией познания и биологией поведения
  8. Отказ от анахронических решений
  9. ШОПЕНГАУЭР Артур (1788—1860) — немецкий философ
  10. 4. Распределение ресурсов между поколениями
  11. ПРЕДИСЛОВИЕ
  12. АЛЬТРУИЗМ
  13. Мораль как форма общественного сознания
  14. ТВОРЧЕСТВО
  15. Свобода требует жертв
  16. Не должно быть возврата к идеологии «больших зон» в торговле
  17. Любовь вдохновляет людей
  18. От гражданина к подданному
  19. Четвертый этап. Выдвижение управленческого звена
  20. Имидж делового человека