<<
>>

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ


— общественная дисциплина, исследующая закономерности эконо-мической жизни с помощью системы категорий, разработанных в рамках социологической науки. Развитие экономики Э. С. описывает как со-циальный процесс, движимый ак-тивностью функционирующих в ней социальных субъектов, интересами, поведением и взаимодействием социальных групп и слоев.
Объект Э. С. — взаимодействие двух основных сфер общественной жизни — экономической и социальной и, соответственно, взаимодействие двоякого рода про-цессов — экономических и социаль-ных. Особенность подхода Э. С. к этому взаимодействию состоит в том, что описываются не отдельно взятые тенденции, наблюдаемые в сфере экономики и общества, и даже не взаимосвязи между ними, а нечто более сложное: механизмы, которые порождают и регулируют эти взаи-мосвязи. Природа и специфические способности социальных механизмов регулировать протекание эконо-мических процессов находятся, таким образом, в центре внимания Э. С. и составляют ее предмет. Структура категорий Э. С. может быть пред-ставлена как многоуровневая иерар-хия. Первый уровень образуют две самые абстрактные категории — "экономическая сфера" и "область социальных отношений". Их содер-жание отражает характеристики об-щества, наиболее значимые для по-нимания процессов, происходящих "на пересечении" экономики и обще-ства. Второй уровень образуют категории: "социальный механизм развития экономики" и "частные социальные механизмы регулирования отдельных социально-экономических про-цессов". Далее следуют категории, конкретизирующие содержание со-циальных механизмов, — "экономи-ческое сознание" и "экономическое мышление", "социально-экономиче-ские стереотипы", "экономические интересы", "экономическая деятель-ность" и "экономическое поведение", "экономическая культура" и др. Сущность экономического сознания связывается с систематизированны-ми знаниями, основанными на науч-ном познании и сознательном исполь-зовании социально-экономических законов. Экономическое мышление включает в себя взгляды и представ-ления, порожденные практическим опытом людей, их участием в эконо-мической деятельности, теми связями, в которые они вступают в по-вседневной жизни. Из определений следует, что изучаемые явления связаны с принципиально разными уровнями познания: экономическое сознание — с познанием функциони-рования и развития социально-эко-номических законов, а экономичес- кое мышление — с включенностью в социально-экономическую практику. Такой методологический подход позволяет рассматривать экономи-ческое мышление как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации; при этом косность и неразвитость экономического сознания обуслов-ливает противоречивость развития экономического мышления. Оно вос-принимает изменение экономических отношений преимущественно эмоционально и совмещает следование политике экономических реформ со сложившимися социальными сте-реотипами. Другой важной катего-рией для обозначения реальных причин и наиболее глубоких стимулов экономической деятельности и эконо-мического поведения людей является категория экономического интереса. Именно экономические интересы спо-собствуют согласованности во взаи-модействии разных групп и слоев в ходе непрерывного приспособления к изменениям, формирующим это взаимодействие. Закономерность вза-имосвязи экономических интересов и состояния экономических отношений выражается в том, что экономи-ческие отношения, проявляясь в эко-номических интересах, приобретают характер движущих сил общественного развития, побудительных мотивов хозяйственной деятельности людей. Экономические интересы и экономи-ческий образ мышления выступают предпосылками экономического по-ведения, которое можно определить как поведение, связанное с перебором экономических альтернатив с целью рационального выбора, т. е. выбора, в котором минимизируются издержки и максимизируется чис-тая выгода. Индивиды предприни-мают лишь те действия, которые принесут им наибольшую чистую пользу (т. е. пользу за вычетом возможных затрат, связанных с этими действиями). В общении между собой по поводу распределения и потребле-ния ограниченных экономических ре-сурсов субъекты преследуют свои экономические интересы, удовлетво-ряют свои насущные потребности. Необходимость регулирования эко-номического поведения положена в основу понимания экономической культуры как совокупности соци-альных ценностей и норм, являю-щихся регуляторами экономического поведения, выполняющих роль социальной памяти экономического развития, ориентирующих ее субъектов на те или иные формы эконо-мической активности. Предполагается, что активность социальных субъектов во многом зависит: от со-стояния и регулятивных возможностей экономической культуры; от места и роли тех или иных социальных групп в структуре экономических связей; от динамики их перемещения в иерархии этой структуры в зависи-мости от принципов организации связи и эластичности их собственных социальных стереотипов; от способ-ности специфических социальных механизмов регулировать экономи-ческие отношения. Использование основных методологических принципов теории Э. С. показывает ее способность отражать логику взаимо-действия разных социальных механизмов в условиях формирующихся рыночных отношений. Раскрывая вза-имозависимость различных решений в контексте проводимой социальной политики, Э. С. привлекает внимание к еще не изученным социальным последствиям проводимых экономи-ческих реформ и предлагает необхо-димый методологический и методи-ческий инструментарий.
Г. Н. Соколова
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ:

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  2. СОЦИОЛОГИЯ
  3. ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  4. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  5. ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  6. СОЦИОЛОГИЯ
  7. Остапенко Ю.М. Экономика и социология труда в вопросах и ответах, 2001
  8. ПОНИМАЮЩАЯ СОЦИОЛОГИЯ
  9. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  10. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
  11. ФОРМАЛЬНАЯ ШКОЛА В СОЦИОЛОГИИ
  12. Связь социологии труда с науками о труде социологического профиля
  13. Б. М. Генкин. Экономика и социология труда : учеб. для вузов, 2007