<<
>>

ЭКСПЕРИМЕНТАЦИЯ

— понятие, введенное постмодернистской фило-софией взамен традиционного кон-цепта "интерпретация" (см. Интер-претация) для фиксации радикально нового отношения к феномену смысла.

В контексте культивируемого пост-модернизмом постметафизического мышления (см. Постметафизическое мышление, Постмодернистская чувствительность) конституируется радикальный отказ современной фи-лософии от презумпции наличия им-манентного смысла бытия, объек-тивирующегося в феномене логоса (см. Логос, Логоцентризм, Онто-тео- телео-фалло-фоно-логоцентризм). Согласно номадологическому видению мира (см. Номадология), бытие ризоморфного объекта (см. Ризома) предстает как перманентно процессу-альная аутотрансформация, не резуль- тирующаяся в каком-либо опреде-ленном (финальном) варианте своего конфигурирования. Классической моделью бытия подобного рода вы-ступает в постмодернизме бытие "тела без органов", т. е. "интенсивная реальность", чьи принципиально не-атрибутивные и преходящие опреде-ленности оцениваются Делёзом и Гваттари в качестве лишь своего ро-да гипотетически возможных "алло-тропических вариаций" (см.
Тело без органов); аналогично релятивное бытие исторической темпоральности, бесконечно варьирующейся в принципиально плюральных версиях конституирования прошлого и будущего (см. Событийность, Эон). Аналогично, в контексте постмодернистской текстологии, фундированной радикальным отказом от идеи рефе-ренции (см. "Пустой знак", Транс-цендентальное означаемое), смысл текста конституируется лишь в ка-честве одной из возможных версий принципиально нон-финального оз-начивания (см. Деконструкция, Озна-чивание, Текст-наслаждение, "Смерть Автора"). В общем виде данная установка на видение бытия в качестве нон-финальной аутотрансформаци- онной процессуальности, не харак-теризующейся ни изначальным, ни финально обретенным смыслом находит свое выражение в постмодернистской концепции "хоры" (см.
Хора). Таким образом, с точки зрения постмодернизма, все то, что наивно полагалось классикой источником семантической определенности, де-монстрирует "разреженность, а вовсе не нескончаемые щедроты смысла" (Фуко). В этом отношении постмо-дернизм констатирует своего рода "катастрофу" или "имплозию" смысла (Бодрийяр). Исходя из этого, культура постмодерна программно про-тивостоит видению мира как книги, чей имплицитно наличный смысл может и должен быть прочитан в когнитивно-интерпретационном усилии, и текста как подлежащего по-ниманию т. е. герменевтической ре-конструкции его исходного смысла. В этом проблемном поле становится очевидной невозможность герменев-тической процедуры экспликации имманентного смысла текста (или мира как текста): любой интерпретационный акт, приписывающий некой событийности тот или иной конкрет-ный смысл, выступает для постмо-дернизма "как насилие, которое мы совершаем над вещами, во всяком случае — как некая практика, которую мы им навязываем" (Фуко). В этом отношении, согласно постмо-дернистской оценке, "интерпретировать — это подчинить себе, насильно или добровольно" (Фуко). При пре-тензии на постоянство (т. е. на статус избранной — корректной или ак-сиологически предпочтительной) интерпретация превращается по от-ношению к интерпретируемой пред-метности в своего рода "путы и клещи" (Делёз, Гваттари), не столько генерируя смысл, сколько симулируя его (см. Симуляция). Постмодернистски понятая предметность бес-конечно открыта для вариативного конфигурирования (см. Ризома, Собы-тийность, Тело без органов, Хора), — подобно тому, как децентрирован- ный текст открыт для вариативных нарраций, снимая саму постановку вопроса о так называемом правиль-ном прочтении: "замените анамнез — забыванием, интерпретацию — экс- периментацией" (Делёз, Гваттари). Смыслогенез, таким образом, "никогда не бывает объективным про-цессом обнаружения смысла", но "вкладыванием смысла" в то, что само по себе "не имеет никакого смысла" (Дж. X. Миллер), — в парадиг- мальном горизонте постмодернизма интерпретация заменяется Э. как свободной процессуальностью озна-чивания: "путешествие на месте, ...экспериментация — почему бы нет?" (Делёз, Гваттари). (См. также Интерпретация.)

М. А. Можейко

ЭКСПЕРТОКРАТИЯ — см. ФИЛО-СОФИЯ ТЕХНИКИ.

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЭКСПЕРИМЕНТАЦИЯ:

  1. ГИПЕРРЕАЛЬНОСТЬ
  2. СМЕРТЬ АВТОРА
  3. ОХОТА НА СНАРКА
  4. СВОБОДА
  5. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ
  6. ИРОНИЯ
  7. ОНТОЛОГИЯ
  8. ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ
  9. БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ
  10. ПОСТМОДЕРНИЗМ
  11. клас-сик европейского мистицизма
  12. ИДИОГРАФИЗМ
  13. Авторы статей
  14. § 3. Субъекты финансового права
  15. § 4. Защита прав субъектов финансового права