<<
>>

ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ


— метод научного познание, заключающийся в переносе эмпирической и теоретической информации о данной содержательной области на другую содержательную область. При этом «дру-гая содержательная область» оказывается либо еще не ставшей объектом прямого анализа субъектом, ли-бо недостаточно им освоенной.
Таковой зачастую являлись объекты космологии, а в философии — «мир в целом». Вследствие этого экстраполяция представлялась в прошлом как процесс переноса знаний об од-ной предметной области (менее ши-рокой) в другую область (более широкую), когда объект «в целом» недоступен для непосредственного исследования. Экстраполяция со временем стала пони-маться более широко — как процесс переноса знания из одной предметной области действительности в другую, качественно отличную от нее, при отсутствии средств ее непосредственного по-знания и при наличии оснований для переноса. При применении метода моделирования экстраполяция, к примеру, необязательно должна иметь направление движения познания от менее широкой области к более широкой. Имелись и другие причины, заставившие исследователей этого метода распространить его действие за рамки «часть-целое», и об-наружить его эвристические воз-можности при познании объектов «менее широких» или разнопорядковых. За последнюю четверть столетия вскрыты новые возможности этого метода и по-казано, что он позволяет использовать ранее полученное и за-крепленное знание (опытное и те-оретическое) для оценки новой познавательной ситуации. Было дано новое определение понятию «экстраполяция». Экстраполяция — это деятельность по применению логико-гносеологических и содержательных структур знания к познанию (а иногда и логическому конструированию) новых
объектов (Селиванова В. И.). Этот метод в XX столетии стал общенаучным методом познания. Он приме-няется практически во всех науках, в том числе социальных. По своему характеру экстраполяция многооб-разна; имеются такие ее типы, как предметная, модельная, номологи- ческая, структурная и другие типы. Необходимо иметь в виду и пределы эффективной применимости экстра-поляции. Экстраполяция сама по себе дает все же вероятностное знание, и для достижения достоверного знания требуется обеспечить ее взаимодействие с другими методами (методом аналогии и др.) и, как оптимальный вариант, — осуществить проверку ее результатов — непос-редственно или опосредованно — в новых формах практики.
ЭКХАРТ Иоган, Майстер Эк- харт (1260—1327 или 1328) — немецкий теолог-мистик, доминиканец. В 1329 г. 28 положений его учения осуждены папской буллой. Мис-тицизм Экхарта основан на христи-анском неоплатонизме Псевдо-Дионисия Ареопагита. Единство Бога и человека является в теологии Экхарта метафизическим принципом и конечной целью религиозной жизни человека, ее смыслом. Сущность че-ловеческой мысли и Божественной одна. В «мистической смерти» эгоистическое, ограниченное человече-ское «Я» должно умереть, чтобы слиться с любящим, бесконечным «Я» Божественного. Тогда Бог сможет мыслить себя в человеке. Живое откровение, будучи очевидным, не нуждается в догматах, символах, внешнем закреплении.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА (элеа- ты) — древнегреческая философская школа конца VI — первой половины V в.
до н. э., включается в италийскую философию. Главные представители: Парме- нид, Зенон Элейский, Мелисс с о. Самос. Несколько особняком стоит Ксенофан, повлиявший на учение элеатов, но, вероятно, не являвшийся основателем элейской школы. Также на элеатов повлияли ранние пифагорейцы. Элеаты различали: 1) бытие — единое, истинное, неподвижное, умопо-стигаемое с помощью разума путем умозаключений; 2) мир чув- ственно-конкретный — кажимо-сти, доступный органам чувств, множественный, изменчивый. Элеаты считали, что есть только бытие, небытия нет. Такой вывод они делали, исходя из допущения тождества бытия и мышления (существует то, что мыслимо); поскольку небытие нельзя по-мыслить, то его и нет. По элеатам, бытие неподвижно, т. к. ему некуда двигаться, ведь оно могло бы двигаться только к небытию, а его как раз нет, следовательно, бытие пребывает само в себе, т.е. оно неподвижно. Элеаты считали, что «из ничего не может возникнуть нечто». Познание с помощью органов чувств — это мнение, оно недостоверно, т. к. органы чувств
нас обманывают. Следует доверять только разуму, который дает истинное знание. Разум нас учит, что небытия нет, бытие едино и неподвижно. За это учение Платон назвал элеатов «неподвижниками», Аристотель — «не-физиками».
ЭЛЕМЕНТ — далее неделимый компонент системы при данном способе ее расчленения. Другое определение: элемент — это объект, входящий в состав определенной системы и рассматриваемый в ее пределах как неделимый (например, атом в системе «молекула», электрон в системе «атом» и т. д.). Критериальное свойство элемента — его необходимое непосредственное участие в создании системы; при отсутствии хотя бы одного элемента система не существует. Так, человек как инди-вид не будет являться элементом общества, хотя он и есть его часть. Элементами общества являются производительные силы, надстройка и т. п., а внутри производительных сил можно дойти до такой «системы», когда в ней группа индивидов или один индивид может оказаться действительно элементом. По отношению к конкретной семье Z+Y индивид Z уже будет элементом; без Z данная семья перестает быть таковой. То или иное явление, процесс, предмет в одном отношении выступает как система, в другом отношении — как элемент. Элемент может быть системой. Между элементом и системой иногда целесообразно выделять группы элементов в качестве подсистемы (например, челове-ческий организм как физиологическую систему можно разделить на подсистемы: нервную, кровеносную и т. п., для удобства называемых «нервной системой», «кровеносной системой» и т. п.). Такая система, как молекула воды, образованная из соответствующих атомов, подсистем не имеет. Элементы, в отличие от частей, есть генетические компоненты, лежащие на более низком уровне структурной организации бытия.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ:

  1. ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ
  2. ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (лат. extra - сверх, вне и polio - выправляю, изменяю)
  3. ТЕСТЫ
  4. МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ СБЫТА ТЕСТЫ
  5. ИНДУКЦИЯ
  6. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
  7. НАБЛЮДЕНИЕ
  8. ДОЛГ
  9. 4. РЕЗЮМЕ
  10. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ
  11. Проведение аудиторских процедур
  12. 9. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  13. РИМСКИЙ КЛУБ
  14. 1.4. ИСТОЧНИКИ ДАННЫХ О НАЦИОНАЛЬНОМ БОГАТСТВЕ
  15. 2.1. Исследование рынка сбыта как часть маркетингового исследования