<<
>>

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ

(лат. extremum — крайнее, предельное; situatio — положение) — понятие, посредством которого дается ин- тегративная характеристика ради-кально или внезапно изменившейся обстановки, связанных с этим особо неблагоприятных или угрожающих факторов для жизнедеятельности человека, а также высокой проблем- ностью, напряженностью и риском в реализации целесообразной дея-тельности в данных условиях.

Философский смысл понятия "Э. С." сопряжен с отражением экстремального развития событий и их познания во взаимосвязи с функциональной деятельностью субъекта. Система координат измерения существования и деятельности человека — "действующее лицо — ситуация" — пред-полагает коррелятом содержания понятия "Э. С." определенные субъ-ект-объектные отношения: отражение субъектом объективно-сложных условий деятельности в виде проблем- но-экстремальной задачи. Развиваемое с античных времен понимание сущности экстремумов, экстремальности и принципов экстремального (Аристотель, Николай Кузанский, Бруно, Мопертюи, Лейбниц и др.), поднятое до современных философ-ских обобщений о закономерностях эстремальных изменений (М.
Планк, М. Борн, М. Бунге, Л. Канторович, Пригожин и др.), находят свое отражение и в содержании понятия "Э. С.". Экстремальность, как это было зафиксировано еще античной философией, указывает на предельные состояния в существовании вещей. Экстремумы образуют, по сути, границы меры существования вещей, с превышением которых вещи перестают быть самими собой и обре-тают иное существование. В теоретическом выражении принципы экстремальности утверждают, что та или иная величина, характеризующая состояние, процесс или структуру, принимает крайнее (условно — минимальное или максимальное) значение. Экстремальность проявляет себя как "наискорейшее движе-ние, проходящее по наикратчайшей линии" (Аристотель).
Диалектика этого процесса "в доведенных до крайностей состояниях" (Бруно) на-сыщена бурным взаимным проник-новением и превращением противо-положностей друг в друга (Гегель), закономерно влекущим "катастрофические или разрушительные измене-ния" (Р. Том). В рамках современных подходов (П. Лагадек, С. Лихтен- стайн и др.) в качестве определяющего или универсального сущностного признака Э. С. рассматривается фактор опасности — прежде всего, непосредственной угрозы для здоровья и жизни людей либо же угрозы срыва их деятельности по решению жизненно важных задач. Понятие "Э. С.", таким образом, отражает не просто чрезвычайное, а именно исключительно опасное событие или совокупность опасных событий относительно и только во взаимосвязи с деятельностью людей, их существованием. Э. С. (стихийные бедствия, катастрофы, аварии, кризисы,

Экхарт 1255

конфликты), являющиеся порой не-избежными реалиями жизнедеятельности людей, в том числе их профессионально осуществляемой деятельности, несмотря на разнообразный характер, имеют ряд общих сущностных характеристик: 1) вне-запность наступления, требующая специальной готовности к экстре- мальностям; 2) резкий выход за пределы нормы привычных действий и состояний; 3) насыщенность разви-вающейся ситуации противоречиями, требующими оперативного разреше-ния; 4) прогрессирующие изменения в состоянии обстановки, условий де-ятельности, элементов, связей и отношений Э. С., т. е. темпоральность изменений; 5) возрастание сложности протекающих процессов в связи с прогрессирующими изменениями и новизной ситуативных противоре-чий, состояний; 6) релевантность, переход ситуации в фазу нестабильности, выход к пределам, критичности; 7) порождение изменениями опасностей и угроз (срыва деятель-ности, гибели, разрушения систем); 8) насыщенность ситуации неопределенностью ряда изменений по причине их стохастичности, непредвиденности и новизны; 9) нарастание напряженности для субъектов экстремальной ситуации (в плане ее осмысления, принятия решений, реагирования) и др.

В рамках философской концепции риска разрабатываются структурно-функциональные модели Э. С., выявляющие как механизмы ее возникновения, так и способы реагирования на вызванную ею дес-табилизацию жизнедеятельности (П. Лагадек, А. Томас, П. Словик, П. Сталлен, Б. Фишхофф и др.). В практике особых "профессий риска" понятие "Э. С." как специальный термин применяется, в зависимости от акцентации экстремогенных фак-торов, в достаточно широком диапазоне интерпретаций, таких, как: "угрожающая ситуация", "опасная девиантность" или "опасный выход за пределы нормы", "критическая ситуация", "нештатная, чрезвычай-ная ситуация" и т. п. В последние годы понятие "Э. С." обретает статус одной из унифицированных, генерализующих категорий в катастрофо- логии, конфликтологии, теории безопасности, теориях менеджмента по оптимизации управления, опера-тивному управлению и др. (См. также Цивилизация риска.)

Н. П. Баранов

ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Май- стер (нем. — мастер, учитель) Эк-харт (1260—1327/1328) — немецкий схоласт и философ-мистик, доминиканец, из рыцарского рода Хохгей- мов. Обучался в Кёльнской высшей школе доминиканского ордена. Приор ордена в Эрфурте, викарий Тю-рингии (1303—1311). Глава саксонского ордена. Профессор в Париже (1300—1303,1312—1314), профессор в Страсбурге (1312—1320), учитель чтения в Кёльне (с 1320). Главное сочинение — "Проповеди и рассуж-дения", а также "Комментарий к "Сентенциям" Петра Ломбардского", "Комментарий на книгу Премудростей Соломона", "Толкование на Евангелие от Иоанна", "Толкование на книгу Бытия II". 26 тезисов Э. были осуждены (27 марта 1329) после его смерти папской буллой. Сторон-ник учений Фомы Аквинского, Дионисия Ареопагита и Иоанна Скота Эриугены. Вера, согласно Э., должна преобразовывать сверхъестественное знание в знание логическое. Высшая сила души — разум, единосущный Богу, несотворенная "искра", который Э. именует "крепостью души", "сохранением естественного стрем-ления к добру, несмотря на грехопадение". Познание —• благороднейшая деятельность души (орудия вечного порождения Богом самого себя), материал для которой поставляют чувства.

Из этого материала "общее чув-ство" образует восприятия. На их основе разум формирует понятия. (По Э., "мои речи обращены к тем, кто уже назвал их своими, проникся к ним жаждой своих сердец. А дабы было так, в том да поможет нам Бог!") Разум, посредством которого мы воспринимаем Божью волю, Э. соотносит со Святой Троицей. Со-гласно Э., сущность — это Божество, а природа — Бог, т. е. Божество, получившее образ или лицо. Бог продолжает самопроявление в трех лицах: Отец •— мысль Бога, в которой выявилась Его природа; Сын — это мысль Бога о себе самом, порожденная его же природой; осознание этими лицами единства их воли есть Святой Дух. Для Э. такое раскрытие Бога — специфический процесс, а не единократное событие: "Когда Бог создал небо, землю и всякую тварь, Он никак не действовал. Ему не с чем было действовать; и в Нем не было действия. Тогда Он сказал: "Мы сотворим Наше подобие". Не мудрено создавать. Это делается когда и где угодно. Когда я что-нибудь де-лаю, то делаю это сам в себе и из себя самого и отпечатлеваю там свой собственный образ". Деятельность разума, по Э., — промысел Божий внутри нас. Душа располагается между Богом и сотворенной сущностью (телесным началом). Бог есть чистое бытие, первоединство, безличный и бескачественный абсолют. Сущность Бога состоит из идей. Бог мыслит себя в человеке. Смысл жизни — в по-знании Бога и возвращении к Нему. (Согласно Э., "кто не понимает сказанного мною, пусть и не печется о том. Ибо покуда не дорос он до этой правды — не поймет ее. Не придуманная это, а непосредственно исте-кающая из сердца Божьего правда!") Путь этот — через добродетельную жизнь, аскезу и доброту к ближним.

Пассивного созерцания для мистического единения с Богом недостаточно. (Важен тезис Э. о том, что отношение Бога и человека есть обоюдопорож- дающая связь, а не Божия привязь либо человечье упование; по мысли Э., "Бог — в душе выше того, чем когда душа — в Боге: что она — в Боге, от этого она еще не блаженна, но блаженна оттого, что Бог в ней.

Верьте: Бог — Сам блажен в душе!") Э. был убежден в необходимости просвещения людей: "Если не учить невежественных людей, то никто не станет ученым. Затем и учат невежественных, чтобы они из незнающих стали знающими. Затем и врачи, чтобы исцелять больных. Иоанн пишет Евангелие для всех верующих и также для неверующих, и все же он начинает с самого высокого, что может сказать человек о Боге. А если найдется человек, который неверно поймет такое слово, что же может сделать тот, кто верно преподает верное слово? Не были ли слова Иоанна и слова Господа тоже часто неверно поняты". Многие философские "фор-мулы", принадлежащие Э., пророчески выразили современные ему и буду-щие нравственно-мировоззренческие выборы человека: "кто хочет стать тем, чем он должен быть, тот должен перестать быть тем, что он есть"; "где есть равенство, там нет единства, ибо равенство "посягает" на единство, и где есть единство, там нет равенства, ибо равенство пребывает в разделении и многообразии". Творчество Э. значительно содействовало станов-лению немецкой философской фра-зеологии (так, он нередко использовал термин "отрицание отрицания").

А. А. Грицанов

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ:

  1. ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ (лат. extremum - крайнее, предельное; situatio положение
  2. 4. ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ. ФИСКАЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ В ТЕОРИИ МОНЕТАРИЗМА
  3. Классификация тимбилдингов по степени экстремальности
  4. 5.3. Понятие следственной ситуации. Значение типичных следственных ситуаций в раскрытии и расследовании преступлений
  5. Четвертый Похититель времени;управление в критической ситуации/повторение критических ситуаций
  6. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
  7. Социальная ситуация
  8. Показ ситуации использования товара
  9. Подгоняем вопросы к ситуации
  10. Эмоциональная оценка ситуации
  11. 83. Чрезвычайная экологическая ситуация: понятие, классификация
  12. Беседа 9. матричный анализ ситуаций