<<
>>

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

(позднелат. — ex(s) istentia — существование), или философия существования, — одно из крупнейших направлений фило-софии 20 в. Э. возник накануне Первой мировой войны в России (Шестов, Бердяев), после нее в Германии (Хайдеггер, Ясперс, Бубер) и в период 2-й мировой войны во Франции (Марсель, выдвигавший идеи Э.

еще во время Первой мировой войны, Сартр, Мерло-Понти, Камю, С. де Бову- ар). В середине века Э. широко распро-странился и в других странах, в том числе и США. Представители Э. в Италии — Н. Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему близок Ортега-и-Гассет. К Э. близки французский персона-лизм и немецкая диалектическая те-ология. Получив наибольшее признание и популярность в середине 20 в., Э. стал одним из наиболее влиятель-ных и продуктивных культуроген- ных факторов эпохи, он определял интеллектуально-духовные поиски широких слоев интеллигенции, оказал сильное влияние на литературу, литературоведение, искусство и др. Немало представителей Э., плодо-творно работая также в области ли-тературы, получили широкую изве-стность и безусловное признание и как романисты, драматурги, литера-туроведы.
Э. — спорное, достаточно условное (в той мере, в какой почти неизбежно условна всякая типологи- зация, всякий "изм", тем более, как это имеет место в данном случае, применительно к мыслителям, кон-цепции которых претерпевали суще-ственную, зачастую радикальную, трансформацию) обозначение, которое используется для типологической характеристики большого количества концепций, в разной степени близких и родственных, хотя и рас-ходящихся, оспаривающих друг друга по ряду принципиально важных, иногда исходных, позиций (например, Бог и проблема свободы человека в религиозном Э. Марселя и в "обезво-женном" пространстве Э. Сартра; понятие бытия, трактовка человека и его отношений с бытием у Хайдеггера и Сартра; понимание сознания и конституирования значений опыта у Сартра и Мерло-Понти и др.).
Боль-шая пестрота (от левого радикализ-ма и экстремизма до консерватизма), неоднородность и разногласия характерны и для социально-полити-ческих позиций представителей это-го направления. К тому же далеко не все они называли свои концепции Э. и были согласны с подобной квали-фикацией (например, Хайдеггер старался размежеваться с Э.; Марсель категорически отверг это наимено-вание применительно к своей философии после осуждения Э. папской энцикликой в 1950 и предпочел называть свои идеи "неосократизмом", "христианским сократизмом"). Тем не менее для отнесения их к единому направлению философствования имеются определенные основания в их исследовательском почерке и стилистике — на уровне проблемного поля, характера исследовательских ин-тенций и программ, способа (метода) их реализации. Различают Э. рели-гиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Среди своих предшественников экзис-тенциалисты указывают Паскаля, Кьеркегора, Унамуно, Достоевского, Ницше. В целом на Э. оказали сильное влияние философия жизни и фе-номенология Гуссерля (но в каждом конкретном случае, т. е. примени-тельно к отдельным представителям Э. этот перечень наследований и влияний специфицируется, дополняет-ся, например, в случае Сартра следует говорить также о влиянии на него философии Декарта, Канта, Гегеля и др.). Экзистенциалисты единодушны в своем критическом отношении к предшествующей рационалистической философии, философии ре-флексивного анализа. Они упрекают классический рационализм в отрыве от живого конкретного опыта чело-веческого существования в мире, в сосредоточении внимания исклю-чительно на "эпистемологическом субъекте как органе объективного познания" (Марсель) и придании аб-солютного приоритета "чистому субъекту", субъекту cogito. Принимая кьеркегоровское понятие экзистен-ции и связанное с ним противопоставление явлений жизненного ряда (вера, надежда, боль, страдание, нужда, заботы и тревоги, любовь, страсть, болезнь и т. п.) и явлений познава-тельного ряда, они развивают идею онтологической самостоятельности, устойчивости и конститутивности явлений жизни и их нередуцируемо- сти к познанию.
В этой связи, отдавая абсолютный приоритет экзистенции, Э. противопоставляет классическому рефлексивному анализу того, каким должно сделать себя реальное индивидуальное сознание, чтобы по-знавать мир объективно и рациональ-но, программу описания и анализа экзистенциальных структур повсед-невного опыта человека в его пол-ноте, конкретности, уникальности и изменчивости, т. е. в реальной полноте непосредственных контактов человека с миром, на уровне нерас- члененной совокупности его интел-лектуально-духовных, нравственных и эмоционально-волевых личностных структур. Осуществляя этот ра-дикальный проблемный сдвиг, Э. использует и творчески развивает гуссерлевский метод интенциональ- ного анализа жизни сознания и гус- серлевскую идею "жизненного мира". Он видит свою задачу в дескрипции фактической жизни субъективности, в описании структур, содержа-ний, механизмов и режимов работы индивидуального сознания, непо-средственно вплетенного в многооб-разные формы человеческого само-осуществления в мире, в выявлении онтологических структур экзистен-ции, непосредственно проартикулировавших себя в человеческих состо-яниях, переживаниях, действиях и кристаллизировавших себя в мире. Тем самым Э. противопоставляет ра-ционалистической позиции de jure (критики) позицию de facto, кото-рую Сартр и Мерло-Понти, вслед за Гуссерлем, называют "феноменологическим позитивизмом". "Абст-рактному субъекту" и "возможному" сознанию рационализма Э. противо-поставляет конкретного человека в его реальной ситуации в мире, с дей-ствительным "разнообразием феноменов" его непосредственного жизненного опыта, в реальном синкретизме рациональных, необходимых и случай-ных содержаний этого опыта. Рацио-налистической концепции "чистого" (беспредпосылочного, "бесплотного", автономного, абсолютного, вневре-менного, универсального) сознания с ее "чистыми сущностями" и "интел- лектуалистскими синтезами" опыта (Мерло-Понти) Э. противопоставляет идею "первоначальных синтезов" опыта. Он исследует конститутивную деятельность объективности, которая осуществляется — до всякого объек-тивного познания и до всякой рефлексии — надорефлексивном,до- предикативном уровне, в"наивном" контакте человека с миром, в непо-средственном переживании им своей "заброшенности" в мир, в непосред-ственном понимании себя и своей ситуации как "бытия-в-мире".
Согласно Э., вся последующая рефлексивная деятельность человека производна, вторична, она укоренена в его ирре- флексивном опыте — конечном, кон-кретном, осуществляющемся "здесь и теперь". Субъект-объектному отношению и опосредованию как принципу мышления рационализма эк-зистенциалистский анализ опыта экзистенции противопоставляет идею целостности и неразложимости не-посредственного переживания человеком своей ситуации в мире, и это переживание (понимание), будучи исходной единицей экзистенциально-феноменологического описания бытийных отношений человека с миром, полагается и исследуется в качестве онтологического основания, онтологической структуры мира. Вы-являя и описывая механизмы кон-ституирования фундаментальных структур повседневного опыта, фун-даментальных жизнезначимых смыс-лов опыта человека, Э. показывает, что непосредственное "открытие мира", первоначальное его "означива-ние" есть движение (способ), которым человек открывает себя как "бытие- в-мире", самоопределяется в бытии, производя себя в мире как конкретную индивидуальность. Этим же движением одновременно конституируется мир в качестве "конкретного". И какие бы разные интерпретации этого движения экзистенции в мире ни предлагали различные предста-вители Э. (исходя, например, исклю-чительно из принципа спонтанности жизни сознания, свободного, авто-номного проектирования себя вовне, наделяющего данное смыслом, как это делает Сартр, или признавая, как это делает Мерло-Понти, наряду со спонтанностью, "засоренность" перцептивного сознания своими объ-ектами, "анонимность" тела и "де-персонализацию" в сознании,что побуждает его предпочесть понятию "сознание" понятие "опыт"), в центре их внимания оказывается проблема онтологических структур экзис-тенции, благодаря которым "имеется мир", имеется бытие (Сартр), "имеет себя" бытие (Хайдеггер). Человек выделяется из всего состава универсума своей способностью разрывать непрерывность каузальных серий мира, трансцендировать (превосхо-дить, выходить за пределы) данное и в этом зазоре трансцендирования, свободы — посредством собственно-го проекта своего способа быть в ми-ре — самоопределяться, "давая себе факты" и беря их "на себя".
Э. пред-принимает попытки метафизически описать универсальные характеристики человеческого существования, определить и исследовать основные элементы, конституирующие экзис-тенцию и ее ситуацию в мире ("за-брошенность в мир",случайность нашего присутствия, фактичность, конечность, темпоральность, транс-цендирование, "направленность на...", проект, свобода, "не-знание" и др.), различные способы существования человека в мире, условия возможно-сти экзистенции и пути достижения человеком аутентичного существо-вания в его отношении к трансцен-дентному. Экзистенция, централь-ное понятие Э., определяется как специфически человеческий способ существовать в мире: в отличие от простого (самотождественного) бытия вещи, человек есть несовпадение с самим собой, присутствие с собой и с миром; он — не некая "устойчи-вая субстанция", а "беспрерывная неустойчивость", "отрыв всем телом от себя", постоянное выступание вовне, в мир. Человек должен постоянно делать себя человеком, его бытие есть постоянная постановка себя под вопрос, и он "должен быть тем, что он есть", а не "просто быть". Общим для всего движения Э. является различение аутентичного и неаутен-тичного существования человека, противопоставление, в этой связи, "самости" и аутентичности конфор-мистскому — унифицированному, анонимному, безличному и безответ-ственному — существованию "как все", отказ от наивной веры в науч-но-технический прогресс, стоическая вера в возможности индивида противостоять любым формам социальных манипуляций и насилия и, придавая смысл внешним обстоя-тельствам и своему существованию в мире, порывать с "необходимостью факта", утверждать в мире порядок экзистенции. Понимание человеком фундаментальной специфичности своего места, статуса и значения в универсуме (экзистенциальное обеспечение связей и отношений мира, ситуации, исторических событий), осознание им своей участности в бытии, признание своей конечности, хрупкости, свободы и ответственности (без чего невозможно достижение аутен-тичного существования) сопряжены в Э.
с ощущением "тревоги", "страха", "тошноты". Однако в понимании самого смысла экзистенции, ау-тентичности существования и свободы человека, равно как и путей достиже-ния их, позиции экзистенциалистов радикально расходятся. В атеисти-ческом Э. Сартра человек, "пригово-ренный быть свободным", должен в одиночку нести на своих плечах всю тяжесть мира. Его трансцендирование данного "безгарантийно": оно осуществляется без отсылок к трансцендентному (любого рода), "на свой страх и риск" и "без надеж-ды на успех". Человек у Сартра — "авантюра", которая "имеет наибольшие шансы закончиться плохо". Ау-тентичность, по Сартру, достигается в "чистой рефлексии", когда человек понимает "безосновность" и неоправ- дываемость своего выбора, проекта и берет его на себя. "Чистая рефлексия" у Сартра — "желать то, что желаешь", и моральность связывается с "радикальным решением автоно-мии". В религиозном Э. экзистенция устремлена к трансцендентному, сверхличному, выбор человека осу-ществляется перед лицом Бога, свобода человека и аутентичность его существования связываются с актом веры в Бога. Личность, по Марселю, есть ответ человека на "зов", и хотя именно от человека зависит, будет ли признан этот зов в качестве "зова", в "надежде" марселевского человека "есть нечто, что бесконечно превышает его". У Хайдеггера, с его различением "сущего" и "Бытия" и с его приматом Бытия ("при определении человечности человека как эк-зистенции существенным оказы-вается не человек, а бытие как экста-тическое измерение эк-зистенции", пишет он в "Письме о гуманизме"), "эк-зистенция" человека есть его "стояние в просвете бытия"; подлинное, т. е. свободное человеческое бытие связывается с "экстатическим" отношением человеческого существа к истине бьітия", с "экстатическим стоянием в истине бытия", "высту- панием в истину Бытия". По-разному определяя понятие экзистенции (в ее открытости трансцендентному или, напротив, в категорическом его устранении), Э. предлагает, соответ-ственно, и различные варианты ориентации человека в поисках своей подлинности. При этом, в отличие, например, от Хайдеггера, специально подчеркивавшего "не нравственно- экзистенциальный", "не антрополо-гический" характер своего различения "подлинности" и "неподлинности", Сартр предпринимал попытку — на основе собственного онтологического описания структур экзистенции и ее связи с миром — определить и обосновать новую, "нетрансцендентную" этику,"конкретную мораль", которая синтезировала бы "универ-сальное и историческое". Будучи радикально антиредукционистским проектом исследования человечес-кого существования, отказываясь от каузального подхода при его описании, Э. оказался в центре самых громких дискуссий и бурных споров философов 20 в. Одним из них является спор Э. с марксизмом, психоанали-зом и структурализмом по вопросу о возможностях методологии детерми-нистского исследования человека, специфике философии и философ-ского вопрошания о нем. Отстаивая в споре философии и науки 20 в. идею специфичности экзистенции, не познаваемости ее традиционными методами объективного познания,

1248 Экзистенциальный психоанализ

нередуцируемоети человека к причинам и структурам (социально-эко-номического и культурного полей, равно как и к структурам бессозна-тельного), ставя во главу угла в этом споре необходимость допущения в картине мира автономной точки (зазора свободы) как способности индивида развязывать в мире новый ряд явлений и событий (по Сартру, то, что по-том можно выявить как структуру, "вначале и конкретно" появляется как "поведение"), разрушать существую-щие структуры и создавать новые, Э. разрабатывает иной, по сравнению с научным (аналитико-детерминист- ским)тип рациональности. Его нова-торский характер связан с введением экзистенциального измерения в про-исходящее в мире и с миром; его основное назначение состоит в том, чтобы в пространстве современной философской мысли, изрезанном сциентизмом и различными формами детерминистского редукционизма, сохранить, заново определить и ут-вердить специфику человеческого существования (творчество, свободу и личную ответственность) и специ-фически философский способ его рассмотрения. Осуществляя свои ис-следования на самых разных мате-риалах, экзистенциалисты предло-жили оригинальные и масштабные варианты онтологии и антропологии, концепции истории и методологии ее познания, они оставили большое ко-личество социально-политических работ и исследований в области истории философии, литературы, искус-ства, языка и др. философские и ме-тодологические достижения Э. не ушли в прошлое вместе с "модой на Э.". Будущая философия — в согла-сии и (или) спорах с экзистенциалистскими построениями — уже не сможет двигаться, не учитывая про-странство, контуры которого и основные пунктиры движения мета-физического вопрошания в котором намечены Э.

Т. М. Тузова

<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ:

  1. 14. Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции.Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм.
  2. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
  3. 5. Экзистенциализм
  4. Экзистенциализм Жана Поля Сартра
  5. § 2. Антисциентизм (неокантианство, экзистенциализм, персонализм)
  6. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (позднелат. - ex(s) istentia - существование
  7. КАТЕГОРИЯ (греч. Kategoria - высказывание, обвинение; признак
  8. КАТЕГОРИЯ
  9. ОПЫТ
  10. АБСУРД
  11. Содержание
  12. 3. Антропологическое направление
  13. ТРАНСЦЕНДЕНЦИЯ (лат. transcendens - прешагиваю-щий, выходящий за пределы)
  14. МАРКСИЗМ
  15. ИРРАЦИОНАЛИЗМ
  16. СУЩЕСТВОВАНИЕ
  17. ДИАЛОГИЗМ
  18. ДИАЛОГИЗМ