<<
>>

ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ


— философские и об-щенаучные категории, характеризующие основные формы и уровни научного исследования. Можно выделить несколько структурных критериев, лежащих в основе этих уровней научного познания.
Если эмпи-рическое познание отражает внешние связи, являющиеся свойствами предметов, то теоретическое прони-кает в сферу внутренних, сущест-венных его связей. Если эмпирическое познание использует методы наблюдения, экспериментирования, описания, то теоретическое — методы абстрагирования, идеализации, моделирования. Если эмпирическое познание выражает свои результаты в общих представлениях и отдельных понятиях, то теоретическое познание фиксирует свое содержание в формах теорий, элементы кото-рых связываются логическими доказательствами. Если эмпирическое познание обслуживает су-ществующие виды практики, про-изводства, то теоретическое знание всегда содержит в себе принципиально новые формы произ-водственной и социальной активности. Но эмпирическое познание обладает существенным антропо-логическим преимуществом перед теоретическим. Если в теоретическом бытии человек выступает лишь как профессионал познания, лишь как субъект, то в сфере эмпирического человек всегда выступает как целостная личность. В истории философии соотношение эмпирического и теоретического выступает как противоположность эмпиризма и рациона-лизма. ЭНГЕЛЬС Фридрих (1820— 1895) — один из основоположников марксизма. Становление его мировоззрения проходило в период промышленного переворота в европейских странах и в период революционных выступлений. В марте 1839 г. Энгельс пишет свое первое публицистическое
произведение «Письма из Вупперта- ля», в которых он обращает внимание на тяжелое положение рабочего класса. Одной из центральных про-блем становится критика религии. Сильное воздействие на сознание Энгельса оказала книга Д. Штрауса «Жизнь Иисуса» (1835), в которой автор показал, что содержанием Евангелия являются мифы и легенды. Энгельс изучает философию, труды Гегеля, особенно его увлекает философия истории, диалектика. Однако он не был удовлетворен фи-лософией Гегеля, его учеников, хотя некоторое время был членом кружка младогегельянцев. В 1841 г. опубликовал статью «Шеллинг о Гегеле», критикуя мисуические идеи Шел-линга. В 1842 г. выходит в свет бро-шюра «Шеллинг и откровение». Энгельс остается в тот период на позициях идеализма, хотя критикует уже многие принципы гегелевской фи-лософии. Переезд в Англию, работа на фабрике помогли ему понять противоречия буржуазного общества, особенно противоречия между буржуазией и пролетариатом, полити-ческое бесправие рабочих, недостатки рабочего движения. Статьи этого периода свидетельствуют о его переходе на позиции коммунизма и материализма, завершается его переход от революционного демократизма к социализму. Была подготовлена и выпущена первая совместная работа с К. Марксом — «Святое семейство». В этой работе дана формулировка идеи о всемирно-ис- торической миссии пролетариата. Начинается разработка диалектического и исторического материа-лизма на основе критического анализа предшествующей фило-софии. В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс и Эн-гельс доказывают неизбежность гибели капитализма и победы нового, справедливого, бесклассового общества. Дано обоснование необходимости социалистической революции. В дальнейшем Энгельс выступает против прудонистов и лассальянцев, которые стремились навязать диктаторские методы руководства рабочим движением. В 1867 г. была закончена работа Маркса над первым томом «Капитала». Второй и третий тома были подготовлены к изданию после смерти Маркса Энгельсом. Энгельс публикует «Анти-Дюринга» (1878), работает над «Диалектикой природы». В полемике против Дюринга раз-работан широкий круг вопросов философии (о материальном единстве мира, о свободе и необ-ходимости и др.). Энгельс защищает философский материализм и диалектику. В «Диалектике природы» содержится очерк развития науки от эпохи Возрождения до Дарвина. Энгельс показывает, как диалектическое понимание природы опровергает взгляды материалистов-метафизиков. При этом подчеркивается роль практики, производства, науки в развитии общества. В работе содержится обобщение выводов естествознания, на основе которых развивается материалистическая диалектика. Энгельс предлагает диалектико-ма- териалистическую классификацию естественных наук. В 1886 г. пишет произведение «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». Энгельс раскрывает отношение марксистской философии к философии Гегеля, высоко оценивая диалектику Гегеля и подвергая критическому анализу идеалистический характер системы. Энгельс показывает прогрессивное значе-ние антропологическо-материали- стической философии Л.Фейерба-ха и ограниченность этой формы материализма. В этой работе Энгельс подробно останавливается на характеристике основных положений новой философии — диалектического и исторического материа-лизма, формулирует основной вопрос философии, отмечает главные недостатки метафизического мате-риализма, дает определение диа-лектике и т. п.
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ:

  1. ЭМПИРИЧЕСКОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ
  2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ и ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ - понятия
  3. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание
  4. 5. Методы познания (общелогические, эмпирические и теоретические)
  5. 28. Эмпирический и теоретический уровень научного познания.Их основные формы и методы.
  6. 14-7. Эмпирические данные
  7. 12-6. Анализ эмпирических данных
  8. 8-4. Эмпирический анализ спроса на деньги
  9. 5-5. Эмпирический анализ инвестиционных расходов
  10. 4-10. Сбережения бизнеса и домашних хозяйств: теория и эмпирические данные
  11. 14.3. Социальная сущность удовлетворенности трудом, ее структура и эмпирические индикаторы
  12. 14.2. Основные факторы и эмпирические индикаторы, характеризующие отношение к труду, их типология
  13. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ТРУДА
  14. 16.2. Теоретические концепции
  15. 21-2. Теоретические основы