<<
>>

ЭМПИРИОМОНИЗМ


— раз-новидность эмпириокритицизма, разработанная А. А. Богдановым (псевдоним А. А. Малиновского), По всем основным вопросам эм- пириомонисты разделяли взгляды Маха и Авенариуса. Они отрицают существование материи как объективной реальности, утверж-дают, что элементы психического опыта тождественны с элементами всякого опыта вообще, так как тождественны с элементами опыта физического, «элементы физического опыта» признаются тож-дественными с элементами «пси-хического» или элементарными ощущениями. Вместе с тем Богданов отмечал, что «...физическое тело есть результат группировки
и систематизации восприятий сначала индивидуальных, затем коллективных» (Эмпириомонизм, кн. 2). По Богданову, все существующее есть организованный опыт, который выступает как содержание единого познания. По его словам, он дает мо-нистическое толкование опыта (эм-пириомонизм). Трактуя опыт как совокупность чувственных данных, Богданов занимал субъективно-иде-алистические позиции, однако подобно Маху и Авенариусу, иногда прибегал и к материалистическому объяснению опыта. Вопросы познаваемости мира решались эмпириомо- нистами с позиций агностицизма, абсолютного релятивизма. Предста-вители эмпириомонизма пытались обосновать свои социологические взгляды, выдвигая теории тождества общественного бытия и общественного сознания, учение «об универсальных законах», «закон экономии сил».
<< | >>
Источник: А. П. Алексеев, Г. Г. Васильев. Краткий философский словарь. 2008

Еще по теме ЭМПИРИОМОНИЗМ:

  1. ПЛЮРАЛИЗМ (лат. pluralis - множественный
  2. БОГ
  3. ПЛЮРАЛИЗМ
  4. БОГ
  5. § 1. Мировоззренческие функции философии
  6. БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ
  7. § 3. Субъекты финансового права
  8. § 4. Защита прав субъектов финансового права
  9. § 5. Гарантии защиты и восстановления нарушенных прав субъектов финансового права
  10. § 5. Финансовое право и финансовая политика государства