<<
>>

ЭМПИРИЗМ


(греч. empeiria — опыт) — направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знаний и утверж-дающее, что все знание основывается на опыте. При этом другая познава-тельная способность человека — разум — рассматривается в Э.
только как сочетание и перекомпоновка того материала, который дан нам в опыте, а также как способность, в принципе ничего не добавляющая к содержанию нашего знания. В методологическом плане Э. — это принцип, согласно которому жизненная практика, мораль и наука должны базироваться исключительно на соответствующем опыте. В качестве целостной гносео-логической концепции Э. сформиро-вался в 17—18 вв. В истории филосо-фии Э. выступал как идеалистический (Юм, Беркли, Мах, Авенариус, совре-менный логический Э. и т. д.), при-знававший единственной реальнос-тью субъективный опыт (ощущения, представления), и как материалистический Э. (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк и др.), считавший, что источником чувственного опыта является объективно существующий мир. Противоположен Э. — рационализм. (См. также Опыт, Эмпирическое и теоретическое.)
Т. Г. Румянцева
<< | >>
Источник: А. А. Грицанов. Всемирная энциклопедия: Философия. 2001

Еще по теме ЭМПИРИЗМ:

  1. ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria — опыт
  2. 1. Эмпиризм новой философии
  3. ЭМПИРИЗМ (греч. empeiria - опыт
  4. ОПЫТ
  5. ОПЫТ
  6. СЕНСУАЛИЗМ (от лаг. sensus — восприятие, чувство, ощущение)
  7. ИДЕЯ
  8. ИДЕЯ
  9. Содержание
  10. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА (вхо- дигв ионийскую философию
  11. РАЦИОНАЛИЗМ (лат. rationalis — разумный
  12. СУЩЕСТВОВАНИЕ
  13. ШАДУРСКИЙ Станислав (1726-1789) - польско-белорусский философ
  14. ШАДУРСКИЙ Станислав
  15. ПОЗИТИВИЗМ
  16. Иммануил Кант
  17. МАТЕРИАЛИЗМ (лат. materialis - вещественный
  18. Проблема опыта
  19. Немецкая классическая философия